Новости

Научная конференция реставраторов и работников музеев прошла в Ульяновске

26.09.2019

20 сентября 2019 года в рамках IX Международной ассамблеи художников «Пластовская осень-2019» в г. Ульяновске состоялась научная конференция «Проблемы реставрации, атрибуции и хранения произведений искусства ХХ века», на которой от Института Наследия с докладом выступил руководитель отдела наследования культуры, ведущий научный сотрудник Юрий Закунов. Тема его выступления касалась аксиологических проблем наследования духовно-эстетических традиций русской цивилизации в контексте хранения и экспонирования произведений искусства. 

Помимо проблем, связанных с ограниченным доступом из-за недостатка выставочных площадей к произведениям искусства, а также важности вопросов сохранности и атрибуции, которые были в центре внимания участников конференции, в выступлении прозвучала мысль о значимости аксиологического измерения и самого процесса наследования произведений, являющихся национальным культурным достоянием. Была отмечена необходимость ценностно-смысловой интерпретации произведений отечественной культуры ХХ века, в частности изобразительного искусства. Лучшие образцы, такие, как художественное наследие Аркадия Пластова, признанного классика советской живописи, нуждаются в большей популяризации и рассмотрении в историко-культурном и историософском контекстах едва ли не более, чем в искусствоведческом.  В подобных произведениях человеческого гения важно выявление заложенного в них историософского смысла событий и логики развития нашей страны, исторических этапов и уроков, образующих связь времен и поколений как единой цивилизации.

Подрыв русской народной культуры и оскудение национального мира в результате революционных процессов ХХ века причудливо отразились в творчестве художника в созданных им народных образах, одухотворённость, скрытый трагизм и смысловая глубина которых до конца прочитываются может быть только сейчас. Благодаря родовой памяти, любовному, чуткому восприятию красоты человека и природы, благоговению перед величием мироздания, не утрачена передаваемая цельность православного мироощущения, что закономерно для Пластова, родившегося в семье потомственных иконописцев. С портретов простых сельчан, земляков, смиренных и героических, взирают поистине христианские, почти иконописные и одновременно подлинно народные образы русских людей, в которых сосредоточилась вся драматическая история страны и столкновение мировоззрений. Они обращены в вечность. В незабываемых ярких образах отражается исторически мучительный путь преодоления нужды и соблазнов, и одновременно светится радостный луч надежды, преображения и праздника, веры в то, что народ сохранил свою идентичность, свою христианскую душу, несмотря ни на какие испытания.

Слом православной традиции, произошедший в ХХ веке, требует культурологического анализа, аксиологической и историософской интерпретации, выявления общечеловеческих и цивилизационных смыслов, связей с современностью, а не только чисто искусствоведческой и музееведческой экспертизы.  С одной стороны, жившее в советское время нравственное народное начало без христианской веры оказывалось неодухотворенным, формальным, лишенным божественной чистоты и полноты, хотя и способным на великие свершения и подвиги. Поколение «лихих» 90-х, выросшее в атмосфере духовной смерти, культа материальности, корысти и цинизма, попало в наиболее сложную ситуацию, лишившись нравственных опор национальной культуры в условиях денационализации. С другой стороны, набирающая силу религиозность нуждается в взаимопроникновении с реальной жизнью, наполнении национальными традициями, народной совестью, культурой и искусством, без чего может стать пустой и бесплодной. Народ без веры – «язычник», но и церковь без народной культуры и творчества оскудевает силами, теряет плоть, становится безжизненной. Высокохудожественное воплощение национальной идеи русской цивилизации как единства духовно-нравственных (другими словами, религиозно-народных) идеалов и сил  на всех этапах её развития будет всегда актуально. Примером такого духовно-эстетического осмысления и воплощения стало творческое наследие Аркадия Пластова.

Знаменательно, что традиционным местом проведения ассамблеи художников и научной конференции стал город Ульяновск, хотя и сохранивший имя коммунистического вождя, но все более сознающий себя Симбирском – символом волжских красот и продолжателем народных традиций, родиной видных деятелей национальной культуры. В селе Прислониха, на родине Пластова, удивительно пересекаются прошлое, настоящее и будущее, открываются новые арт-пространства, актуализируются традиции реалистической живописи, проходят выставки современной иконописи. Здесь возможно непосредственное душевное общение с потомками Пластова – его внуком, художником Николаем Николаевичем и его семьей — бережными хранителями памяти, наследниками духовно-эстетических и семейных традиций. Не случайно одним из акцентов «Пластовской осени» в этом году стала тема «Семейные ценности».

Ежегодный приезд художников со всей страны в Прислониху, проводимые пленэры и выставки работ признанных мэтров, выступления детских и юношеских творческих школ и коллективов, научные конференции дают шанс перерасти этому месту в нечто большее – стать уникальным национальным историко-культурным и природным музеем-заповедником, центром преемственности, притяжения и объединения национальных творческих сил, способом наследования старых и создания новых культурных традиций.

previous arrow
next arrow
Slider