Новости

Новые законы поставят информационную безопасность детей под угрозу?

30.07.2019

24 мая 2019 года депутатами Государственной Думы Е.А. Ямпольской, A.M. Шолоховым, Е.Г. Драпеко и другими (всего 22 депутата) в Государственную Думу внесены два взаимосвязанных проекта федеральных законов № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам» и № 717204-7 «О внесении изменений в статью 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроекты).

По мнению экспертов, подготовивших заключение на законопроекты, концепция законопроектов противоречит целям и задачам государственной политики Российской Федерации в сфере защиты семьи и детей, их информационной безопасности и является существенно дефектной в связи с её направленностью на приоритетную защиту прав, свобод и коммерческих интересов изготовителей и распространителей информационной продукции, а также прав самих детей на доступ к культурным ценностям и культурным благам, в ущерб основным правам ребенка на охрану физического, психического, нравственного и духовного здоровья и полноценное развитие.

Вышеуказанными законопроектами под предлогом «реализации конституционного права детей на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям» фактически предлагается отменить большинство действующих правовых гарантий и механизмов обеспечения информационной безопасности детей, причём, не только в сфере культуры, но также при распространении вредной для детей информации посредством СМИ, рекламы и сети Интернет.

В результате принятия этих законопроектов будут упразднены:

  • введённая в России с сентября 2012 года обязательная возрастная классификация и маркировка большей части информационной продукции, причиняющей вред здоровью и развитию детей: четырех из пяти возрастных категорий: «0+», «6+», «12+», «16+» (в т. ч. содержащей опасные для детей изображения и описания эротического характера, жестокости, физического и психического насилия, антиобщественных действий, преступлений, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф, иную информацию, вызывающую у детей патологические страхи, ужас, панику);
  • другие возрастные ограничения допуска детей к вредной для них информации, касающиеся: размещения знака возрастной категории (кроме категории «18+») в прокатных удостоверениях кинофильмов, на афишах и иных объявлениях, входных билетах, приглашениях, предоставляющих право посещения зрелищных мероприятий; предварения зрелищного мероприятия звуковым сообщением об ограничении присутствия на нем детей соответствующих возрастных категорий; предупреждения об ограничении распространения среди детей фильмов категорий: «0+», «6+», «12+», «16+» перед началом их демонстрации при кино- и видеообслуживании;
  • требования к содержанию и художественному оформлению печатных изданий, полиграфической продукции (тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных организациях, а также используемой в образовательном процессе (например, запрет включения изображений и описаний монстров, иных агрессивных, устрашающих персонажей, эротических и оскорбительных надписей в детские книги, методические и наглядные пособия, настольные игры и видеофильмы, предназначенные для обучения детей в детских садах и школах);
  • ряд требований к обороту запрещённой для детей информационной продукции категории «18+» при распространении ее среди неопределенного круга лиц в доступных для детей общественных местах, а также во всех образовательных, медицинских и иных организациях, специально предназначенных для детей (побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, либо жизни и здоровью иных лиц; способной вызвать у детей желание употребить наркотики, психотропные, одурманивающие вещества, табачные изделия, спиртные напитки, заниматься азартными играми, проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством; обосновывающей и оправдывающей допустимость насилия, жестокости, побуждающей применять насилие по отношению к людям или животным; содержащей изображение или описание сексуального насилия; отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, формирующей неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающей противоправное поведение; содержащей нецензурную брань, порнографию;
  • значительная часть установленных в КоАП мер административной ответственности за нарушение установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (категорий: «0+», «6+», «12+», «16+»), содержащейся в любой печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, продукции средств массовой информации, рекламной продукции, а также распространяемой посредством зрелищных мероприятий и сети Интернет.

В результате будут сведены на нет действующие правовые гарантии защиты детей от непристойной информации, содержащейся в литературных произведениях, выставочных экспозициях, кинофильмах, театральных постановках, эстрадных концертах и т.п. (например таких, как скандальное представление с гомосексуальными сценами на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» в Крыму в июне 2019 года; провокационная, с сексуальным контекстом выставка современного искусства «Out.Наружу» (июль 2019 г., г. Владимир); фотовыставка «Джок Стерджес. Без смущения» со снимками обнаженных детей в стиле «ню» (сентябрь 2016 г., г. Москва).

Реализованная в законопроекте идея его авторов о безопасности и благотворном влиянии на ребёнка (независимо от возраста) любых произведений литературы и искусства открывает бесконтрольный доступ детей, в том числе малолетних, к выставкам, на которых представлены экспонаты, изображающие насилие, жестокость, предметы эротического искусства. Станет возможным без предупреждения о возрастных ограничениях показывать даже малолетним детям фильмы, спектакли, эстрадные и иные зрелищные мероприятия, в которых используются бранные слова и выражения (кроме нецензурной брани), содержатся эротические сцены, сцены жестокости и насилия, изображения самоубийств и иная информация, вызывающая у детей агрессию, страх, ужас или панику. Так, фильм «Интердевочка» (категория «16+», 1989 г.) о жизни валютных проституток со сценами половых актов, можно будет демонстрировать детям любого возраста.

Неужели этого желают депутаты Государственной Думы?

В прилагаемом заключении, подготовленном с участием специалистов в области информационной безопасности детей, приведён подробный анализ вышеуказанных законопроектов.