Новости

Загрузка Мероприятия

Сотрудники Института Наследия приняли участие в работе конференции “Что такое искусство: современный взгляд”

15.09.2015

В Белом зале Мраморного дворца Государственного Русского музея 15 сентября 2015 года состоялась конференция «Что такое искусство: современный взгляд». С приветственным словом к участникам конференции обратились первый заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов и директор Русского музея Владимир Гусев.

Открывая конференцию заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов отметил, что «очень многие вопросы, которые являются камнем преткновения в сегодняшней общественной дискуссии, объясняются тем, что мы редко пытаемся определить сам предмет дискуссии, о чем мы говорим. Так было с понятием «культура» год назад, когда создавались «Основы государственной культурной политики». И теперь пришло время, чтобы обсудить и совместными усилиями понять наше общее видение, что же такое искусство».

 

Директор Русского музея Владимир Гусев обратил внимание на то, что «разговоры об искусстве всегда бывают острыми. На одном поле те, кто преклоняется перед традицией и отрицает все, что эти традиции ломает, преодолевает, на другом поле все те, для кого не существует традиций, потому что все должно меняться. Всегда эти споры, связанные со столкновением традиции и новаторства потом проходят, и все возвращается на круги своя. Этот период получает свое название, определение стилей. Будет ли также с искусством современном нам? Не знаю. Наверное, никуда не денешься. Сегодня судьба части произведений, явлений искусства второй половины ХХ века – начала ХХI века, напоминает судьбу одноразового шприца, который после инъекции безжалостно выбрасывается. Может быть наш период будет назван периодом «искусства нравственного и эстетического иммунодефицита».

Развивая мысль о предназначении искусства и говоря о причинах острых и конфликтных ситуаций, возникающих в современной российской культуре, заведующий кафедрой искусствознания Санкт-петербургского государственного университета кино и телевидения Александр Казин отметил, что «классика – это искусство перед лицом Бога, модерн – искусство перед лицом человека, а постмодерн – перед лицом игры. На Западе эти практики разнесены во времени, в России присутствуют одновременно. Отсюда такая жесткая борьба направлений и людей в российской культуре в XXI веке».

Капитолина Кокшенева, руководитель Центра культурной политики Института Наследия, обратила внимание на неоднозначность понятия современное искусство и на отсутствие критериев по которым то или иное современное творческое произведение может быть отнесено к современному искусству: «О современном искусстве как о «новой идеологии» и о «новой телесности», «новых темах» и «новых смыслах» говорили многие, но при этом очень проблематичным и часто невозможным оказывалось назвать эти новые смыслы, назвать критерии, по которым тот или иной «объект» и есть «современное искусство». Часто таковым его делают не внутренние самодостаточные законы творчества, а называния его таковым интерпретативным сообществом или помещение в «рамку» музея. С точки зрения, принятой в культурной традиции, тут и не может быть критериев, поскольку нет границ, нет «ядра». Но «культурный объект», не имеющий внутри себя ядра и центра, которые дают именно традиция национального самобытия культуры, конечно только и может обладать качествами, которые принято называть «минус-приемами» и «энергией незнания».

Ту же мысль развила в своем докладе и заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин МГАХИ им. Сурикова Татьяна Пластова, указав не только на отсутствие критериев для определения качества произведения современного искусства, но и на осторожность, с которой надо включать практики «современного искусства» в систему образования:

«Ни у искусствоведов, ни у экспертов до сих пор нет критериев для определения границ и качества «современного искусства», что является серьезным препятствием не только для оценки, но и для ответственных инвестиций. Очень сложным является вопрос о включении практик «современного искусства» в сложившуюся уникальную на сегодняшний день национальную систему художественного образования, вобравшую многовековой опыт мировой культуры, без угрозы ее деформации и разрушения. Детям и молодежи должен быть обеспечен неограниченный и прямой доступ к классике во всех видах искусства. Практики «современного искусства» в детских аудиториях необходимо применять с большой осторожностью из-за возможности негативного влияния не только на эстетическое и художественное сознание, но и на психическое здоровье и нравственное благополучие».

В работе конференции от Института Наследия также приняли участие директор Центра фундаментальных социокультурных и культурно-психологических исследований Дмитрий Спивак, заместитель директора Центра фундаментальных социокультурных и культурно-психологических исследований Алина Венкова, ведущий научный сотрудник Центра фундаментальных социокультурных и культурно-психологических исследований Анна Конева и старший научный сотрудник Центра фундаментальных социокультурных и культурно-психологических исследований Михаил Степанов.