Новости

Загрузка Мероприятия

Стали известны итоги тридцатой Чукотской археологической экспедиции

13.09.2021

На фото: вид поселения Наукан

Подтверждён возраст эскимосского поселения Наукан, составлены досье на памятники, номинированные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также выявлены три не состоящих на учёте объекта культурного наследия в Чукотском районе. Вот главные итоги научной археологической экспедиции, состоявшейся в августе 2021 года в рамках государственного контракта между Комитетом по охране объектов культурного наследия Чукотского автономного округа и Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.

Бессменный руководитель экспедиции – старший научный сотрудник Института Наследия Кирилл Днепровский рассказал о её результатах газете “Крайний Север”: file:///C:/Users/User1/Downloads/%D0%9A%D0%A1_2021%2009%2003S.pdf 

Публикуем полный текст этого материала, а также фотографии, сделанные Кириллом Днепровским в ходе экспедиции.


Тридцатая Чукотская археологическая экспедиция, юбилейная для кандидата исторических наук Кирилла Днепровского, с 1991 г. ее возглавляющего, состоялась в августе. Научные исследования проведены в Наукане – очень значимого для всего эскимосского этноса поселения. Работы проводились в рамках государственного контракта, заключённого между Институтом культурного и природного наследия  имени Д.С. Лихачёва и окружным Комитетом  по охране объектов культурного наследия, возглавляемым Владимиром Девяткиным. В состав экспедиции, помимо её бессменного руководителя, вошли заместитель директора Музейного Центра «Наследие Чукотки» кандидат исторических наук Ирина Романова, сотрудник Института Наследия, кандидат исторических наук Сергей Шокарев и инженер-геодезист Дмитрий Полынцев.

Главная цель экспедиции заключалась в уточнении возраста Наукана – памятника, расположенного на крутом склоне высотой до 70-80 метров над уровнем моря, протяжённостью примерно 800 метров вдоль Берингова пролива. Поселение Наукан, наряду с всемирно известным комплексным памятником Эквен и труднодоступным поселением Нунак номинируются в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кирилл Днепровский:

“В итоге наших исследований мы подтвердили нашу прежнюю датировку: Наукан до времени его закрытия в середине 20 века был заселен не ранее 15 века. А это значит, что Семен Иванович Дежнёв, который в 1648 г. прошёл по Берингову проливу, видел Наукан”.

Почему именно Эквен, Наукан и Нунак вошли в готовящуюся в настоящее время номинацию в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО от России? 

Среди многочисленных археологических памятников древних морских зверобоев Эквен исследован наиболее полно, начиная с 1960-х там были обнаружены яркие вещи, высокохудожественные изделия из клыка моржа, которые экспонировались на крупных музейных выставках по всему миру. Нунак же предшествовал Наукану, его так и называют – старый Наукан. А что такое Наукан для эскимосского этноса? Это не только крупный посёлок, закрытый в 1958 году, а целая история эскимосского народа. Яранги Наукана и Нунака очень традиционны и принципиально по конструктивным особенностям почти не отличаются от древних жилищ Эквена.

Кроме того, Наукан известен во многих источниках, как в российских, так и в американских, поскольку связи с Аляской в прежние времена поддерживались через Наукан, из этого посёлка был кратчайший морской путь на мыс Принца Уэльского. Не только в средневековье и новое время существовали торговые отношения и культурные связи с Аляской, но уже во времена заселения Эквена, основанного гораздо раньше, в первые века нашей эры.

Памятники морских арктических зверобоев Чукотки находятся на побережье Берингова и Чукотского морей в пределах особой географической локальной зоны, именуемой Дежнёвским массивом, в непосредственной близости от крайней точки Евроазиатского материка – мыса Дежнёва.

В состав номинации входят следующие памятники:

– комплексный древнеэскимосский памятник Эквен (поселение и могильник) (начало I тыс. н.э.—начало II тыс. н.э.),
– историко-культурный комплекс Нунак (XV—рубеж XIX—XX вв.)
– многослойное поселение Наукан (XV—1958 г.), включающий в себя также мемориальный комплекс, посвящённый русскому землепроходцу XVII в. Семену Ивановичу Дежнёву («памятник-маяк», 1954—1956 гг.).

Эти объекты полноценно представляют культуру морских арктических зверобоев, существовавшую здесь на протяжении почти двух тысячелетий, и являются её выдающимися и яркими памятниками. Каждый из памятников обладает особой спецификой и имеет важное значение для изучения местной истории и культурных традиций. Данные памятники представляют собой яркий образец своеобразной культурной традиции, возникшей на стыке Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки не менее двух тысяч лет назад и в определенной степени сохранившейся вплоть до настоящего времени. Создателями этой традиции были палеоэскимосы, предки современных эксимосов и инуитов, которые в суровых условиях Арктики освоили береговые территории, сформировали уникальную систему морской адаптации и создали высокую материальную и духовную культуру, отразившуюся в памятниках декоративно-прикладного искусства, найденных при раскопках могильника Эквен.

Эта преемственность обеспечивала основу существования местного населения – морской зверобойный промысел, охоту на морского зверя на кожаных с деревянным каркасом судах (байдарах) с использованием гарпунного комплекса из клыка моржа и оленьего рога с поворотным наконечником. Металл (железо) проникал на Чукотку в незначительных количествах с территории нижнего течения Амура еще в древнебенгоморское время, однако, сами эскимосы добывать и обрабатывать металл не умели и были носителями традиций каменного века. Вплоть до второй половины XVIII в. морские зверобои Чукотки почти не имели контактов с носителями других культур, сохраняли образ жизни, свойственный их предкам на протяжении тысячелетий.

На фото: шурф на Наукане, поиски ранних слоев поселения

Особая ценность этих объектов заключается в том, что они относятся к различным этапам формирования культуры морских зверобоев Чукотки. Археологический комплексный памятник Эквен дает представление о периоде наивысшего расцвета в развитии древнеэскимосской культуры, существовавшей на побережьях северо-восточной оконечности Чукотки и северо-западной оконечности Аляски (древнеберингоморская археологическая культура, I—II вв.– V в. н.э.). Эскимосские поселки Наукан и Нунак отражают более поздний период развития местных сообществ, зафиксированный уже по историческим и этнографическим данным. Это – уникальные для азиатских эскимосов поселения, постройки в которых были возведены, главным образом, из массивных валунов. Необычный для Чукотки облик Наукана и Нунака обусловлен историей их возникновения. Оба поселения были основаны выходцами с островов Берингова пролива – носителями локальной эскимосской культуры, в которой сочетались компоненты культурных традиций эскимосов Аляски и Чукотки. Памятник-маяк Семену Дежневу служит зримым символом культурных связей русского народа с народами Чукотки, символом географических открытий, совершенных в Новое время европейскими мореплавателями.

Обвал береговой линии поселения Эквен
поселение Эквен, на горизонте мыс Дежнёва
Виды на древнеэскимосские поселения, обследованные на побережье Берингова пролива
Виды на древнеэскимосские поселения, обследованные на побережье Берингова пролива
previous arrow
next arrow
 

Планировка поселений, остатки жилых строений, могильники, культурный слой и артефакты имеют значение уникальных свидетельств ушедшей культуры. Обнаруженные здесь произведения декоративно-прикладного искусства получили всемирную известность, благодаря научным публикациям и экспонированию в музейных коллекциях. С памятниками Дежневского массива (прежде всего, Нунаком и Науканом) связано богатое нематериальное наследие местных народов – эскимосов и чукчей. Это – особый науканский диалект эскимосского языка, хорошо исследованный лингвистами и сохраняющийся у последних представителей этого этноса, а также обычаи, обряды, легенды, родовые предания и историческая память.

Для науканских эксимосов закрытие посёлка и насильственное переселение из этих мест в 1958 г. имеют значение национальной трагедии, последствия которой до настоящего времени не изжиты, несмотря на активную деятельность потомков местных жителей по сохранению и пропаганде своего наследия и традиций.

Отсутствие слоев в Наукане, относящихся ко времени возникновения поселения Эквен, теперь документально подтверждено, ранее в этом направлении работы не проводились. Однако завершать исследования памятника рано, поскольку ещё не в полной мере исследована его архитектура, принципы строительства яранг, которых на его территории сохранилось около 180. Руинированные жилища эскимосов округлые в плане, имеют каменные стены высотой больше полутора метров. На деревянном каркасе сооружалась шатровая кровля из кожи моржа.

Одна из таких яранг в этом сезоне была исследована раскопками. Это жилище датируется концом 19 – началом 20 века, Позднее яранга была заброшена и заполнена ненужными, отслужившими свой век вещами. Вчастности здесь обнаружены отходы косторезного производства – обрезки клыка моржа, обломки изделий, в том числе фрагмент фигурки медведя. Эти находки говорят о том, что в Наукане, как и во многих других поселках существовала своя косторезная мастерская. В яранге найдено значительное количество медных гильз разного калибра для винтовочных патронов. Каждая гильза американского или советского производства может быть точно датирована по маркировке на ней.  Изучение оружейного арсенала является дополнительным источником информации для исследования истории морского зверобойного промысла.

На фотогалерее: Исследование раскопками яранги №54 на поселении Наукан

01
03 (2)
05
previous arrow
next arrow

Уже завершив работу и возвращаясь из Наукана в райцентр поселок Лаврентия, Экспедицией были обнаружены три древних поселения, которые не стоят на учёте и, следовательно, не подлежали до сих пор охране.

Кирилл Днепровский:

“Без специальных полевых исследований сейчас трудно сказать, к какому времени они относятся. Находятся они между пос. Поутен (Поутын) и м. Чини, то есть примерно в 40 км от Наукана и в 30 от Эквена. Два из них расположены в месте, называемом Каекан. Охотники нам показали фото памятников в Каекане еще зимой, и надо было это место проверить. С погодой на обратном пути морем нам повезло, и мы смогли зайти в Каекан. Третий памятник, пока безымянный, зафиксирован в 3 км от Каекана, там такой же обвал береговой линии с сильным обнажением культурного слоя, содержащим крупные кости китов, конструктивные детали древних жилищ. Жилые холмы четко видны на поверхности, на площади, сопоставимой с поселением Эквен. Написаны заявление в Комитет по охране объектов культурного наследия для того, чтобы включить эти три памятника в список вновь выявленных объектов культурного (археологического) наследия.

 Уверен, что если пешком внимательно пройти по побережью Берингова пролива и Чукотского моря от Лаврентия хотя бы до Нешкана и Ванкарема разведками, найдётся ещё десятка два, а может и больше, не учтённых нигде памятников древних морских зверобоев Чукотки”.