Новости

Загрузка Мероприятия

Завершилась конференция, посвящённая русскому былинному эпосу

23.12.2019

В Институте Наследия прошла совместная с Московским государственным институтом культуры научная конференция «Русский былинный эпос в пространстве культуры: актуализация ценностного потенциала». Её целью было рассмотрение былин как феномена современной отечественной традиции, а также их преломление в актуальных художественных и просветительских практиках.

Деятели искусств, музейные работники и проектировщики обсудили вызовы, возможности и проблемы, связанные с репрезентацией стилистического и смыслового богатства былин, с ретрансляцией их аутентичных и авторских смыслов и ценностей.

По мнению ректора Московского государственного института культуры Арсения Миронова потенциал национального эпического фольклора недостаточно реализован в отечественном искусстве, педагогике и культурной политике. Отчасти потому, что в научной традиции нет убедительной и общепризнанной ценностной интерпретации былинного эпоса. Так, многие известные учёные – представители Мифологической школы или Школы инициаций – приходили к выводу о том, что былины не предполагают какой-либо целостной аксиологической картины мира, но несут в себе лишь дискретные смыслы архаических обрядовых практик.

Такой подход, считает Миронов, следует признать устаревшим: при внимательном и беспристрастном прочтении русский былинный эпос обнаруживает связанную ценностную парадигму, глубоко христианскую по своему духу (любой физический подвиг русского богатыря – следствие его духовной работы). Персонажи былин, вопреки распространённому мнению, являются не идеализированными типажами, а духовными личностями в полном смысле слова. В своей сложности и динамике они близки каждому слушателю. Уже поэтому педагогическое и общекультурное значение былин исключительно велико. По словам Арсения Миронова былины, их сюжеты и мотивы, должны быть осмыслены не как исключительно детский воспитательный текст, а как произведения, содержащие важную информацию именно для взрослого слушателя. В этом смысле русский былинный эпос является универсальным художественным высказыванием, он открыт самым разным эпохам и несёт в себе колоссальный профетический заряд.

3H2A0979
3H2A0919
3H2A0992
3H2A1008
3H2A1039
3H2A1041
3H2A1028
3H2A1065
3H2A1073
3H2A1082
3H2A1110
3H2A1159
3H2A1182
3H2A1157
3H2A1237
previous arrow
next arrow

О практике творческой работы с былинным материалом рассказал постановщик детского балета «Садко» в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им. А.С. Пушкина Леонид Сычёв.

Член творческого союза художников России Владимир Распутин (Новосибирск), в чьём творчестве былинные образы занимают центральное место, считает, что специфика былинного материала предполагает определённую строгость и каноничность визуальных решений, связь с живописной традицией. Он также согласился с тем, что она также предполагает выстраивание не конкретно-исторической, а универсально-символической, «метаисторической» перспективы, о чём сказал Арсений Миронов.

Разговор о визуальной репрезентации русского былинного эпоса продолжил писатель и художник Роман Папсуев. По его словам, с учётом господства западной массовой культуры говорить об актуализации русского эпоса необходимо с учётом реалий и законов рынка. Мотивы и образы русского эпического фольклора могут быть реализованы благодаря популярным изобразительным жанрам – например, визуальному канону фэнтези. Именно его Папсуев избрал в своей творческой работе, что, однако, позволило не «снизить» былинный материал, донеся его до современной аудитории.

Вывод о творческой рецепции русского былинного эпоса был сделан писателем и поэтом Владиславом Бахревским. По мнению спикера, сам термин «былина» может и должен быть понят расширительно: как универсально-символическое повествование, придающее историческому материалу генерализирующее духовное измерение. Именно в этом смысле былины важны для текущего литературного процесса. Так, опыт русского эпического фольклора приложим к современному историческому роману, который, благодаря подобному взаимодействию, может достичь большего художественного масштаба.      

С докладами, посвящёнными работе с русскими былинами в музейном пространстве, выступили начальник руководитель сектора экспозиционно-выставочной деятельности музеев Института Наследия Тарас Поляков, отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия «Национального парка “Кенозерский”» Марина Мелютина, куратор музейных проектов (ООО «Бюро “АртТерра”», Санкт-Петербург) Олег Николаев,  старший научный сотрудник Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Ольга Гагина.

Председатель Псковской областной общественной организации «Былины древнего Пскова» Василий Мизгирёв рассказал о проекте исторического парка, предполагающего воспроизведение русской средневековой крепости.

При всём многообразии озвученных творческих подходов и культурно-просветительских практик некоторые общие выводы представляются вполне очевидными. Так, все участники конференции разделяют представление, согласно которому русский былинный эпос является не только памятником прошлого, но и подлинно актуальным художественным высказыванием – универсальным «символическим» текстом, описывающим как динамику человеческого духа, так и отечественную историю во всей её полноте. Что, в свою очередь, определяет общенациональное значение былин, необходимость их дальнейшего изучения и популяризации.