Византийский героический эпос: аксиологический анализ [Электронное сетевое издание] / Миронов Арсений Станиславович. — Москва: Институт Наследия, 2024
DOI 10.34685/f6897-9314-0483-y
ISBN 978-5-86443-451-2
УДК 398
ББК 82.3(2)
М64
Рецензенты:
Закунов Ю. А., кандидат философских наук,
Ларионцев М. М., кандидат культурологии
В монографии представлены результаты аксиологического анализа памятников византийского воинского эпоса («Видение Дорофея», песни о Велисарии, «Об Армуре»), литературной поэмы «Дигенис Акрит» и акритских песен («О Феофилакте», «О сыне Андроника», «О Ксанфине», песен о Дигенисе и др).
Автор приходит к выводу, что внеэстетической функцией христианского эпоса являлось обесценивание в сознании слушателей аксиологической доминанты личной славы — наивысшей и предельной ценности дохристианского эпоса. При этом утверждается ценность отцовства и материнства, законной власти, святых храмов и образов, души христианской. Резко контрастируют с прочими памятниками вступление и последние четыре книги поэмы «Дигенис Акрит», в аксиосфере которой доминирует личная слава. Эти главы созданы поэтом, который не принадлежал к православной культуре.
Автор полагает, что на ранних этапах бытования устного эпоса Дигенис был в глазах православного народа антигероем, действовавшим по модели поведения «ветхого человека», за что и поплатился сначала бездетностью, а затем — погубил свою бессмертную душу, убив супругу ради того, чтобы не подвергнуться личному бесчестию после смерти. Впоследствии, по мере того, как греки привыкали считать Дигениса главным национальным богатырём, популярность у певцов набирали сюжеты о победах героя.
© Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2024