Старший научный сотрудник Центра фундаментальных исследований в сфере культуры; ученый секретарь кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Кандидат философских наук.
В сферу научных интересов Степанова М.А. входит теория и философия медиа, медиа-арт, популярное искусство, визуальные исследования, археология медиа, кино и популярная культура, визуальная культура и цифровая эстетика, археология медиа и практики культурного наследования.
Являлся соорганизатором академических конференций по медиафилософии в СПбГУ, проводившихся с 2008 по 2011 год, ответственным редактором серии коллективных научных монографий «Медиафилософия» (2009-2011).
Инициатор и главный редактор серии книг о становлении, структуре и взаимосвязи феноменов медиа в искусстве, повседневности, философии и социальной практике – «machina media», совместно с Издательством гуманитарной литературы «Эйдос».
Является Членом редакционной коллегии «Международного журнала исследований культуры» / «International Journal of Cultural Research»; членом Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, членом Ассоциации искусствоведов (АИС).
Конференции (доклады) последних лет:
– «Цифровая эстетика и медиаархеология», доклад на Международном конгрессе «Новые технологии в искусстве и образовании», Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, СПб, 16 ноября 2018;
– «Soft как Gesamtkunstwerk цифровой эпохи», доклад на VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) БАУХАУЗ. 100 ЛЕТ. СПб, 2018;
– «Dirty digital»: к методологии новой визуальности», доклад на 4-я международной конференции по визуальным исследованиям, истории и теории фотографии ПОСЛЕ (ПОСТ) ФОТОГРАФИИ, СПб, 16-18 мая 2018;
– «Нарративные стратегии в цифровой эстетике», доклад на секции КИНО|ТЕКСТ: HISTORY & STORY в тексте и кинотексте – XLVII Международная филологическая научная конференция, 19–28 марта 2018 года СПбГУ;
– «Онейроидный синдром: Тарковский и видеоигры», доклад на международной конференции «V Международная научная конференция «Тарковский. Сны» в рамках XI Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского, Москва, 12 июня 2017;
– «Новые медиа – новые типы коммуникации», доклад на научной конференции МК РФ “Что такое искусство: современный взгляд”. СПб, Мраморный дворец Государственного Русского музея, 15 сентября 2015.
– «Де-автономные среды: от расширения человека к расширению машины», доклад на I международной научно-практической конференции «Научное искусство» (SCIENCEART’2012). Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 4-5 апреля 2012.
– Организатор и участник IV Российский культурологический конгресс с международным
участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 27-29 октября 2013.
Пленарный доклад: Что такое постчеловек?
– «Пост-медиа: археология и ретромания», доклад на конференции «Время дизайна» – 2015 7-я научная конференция МОДУЛОР 22 ноября, 2015.
– «Медиа живые и мёртвые, или монстры археологии медиа», доклад на Международной научной конференции «История кино как археология медиа» в рамках 25-го МКФ «Послание к человеку», Новая сцена Александрийского театра, 27 сентября 2015.
– «Апофатика телесности», доклад на конференции Кинотекст – “КИНОАПОФАТИКА” 12 – 14 марта 2015 года в рамках XLIV Международной филологической научной конференции СПбГУ.
– Участник Международной научно-практической конференции «Экологическая этика и
технологии устойчивого развития в XXI веке», г. Улан-Удэ, Республики Бурятия РФ
30 июня–2 июля 2014 года. Пленарный доклад: Экология культуры как фактор
устойчивого развития.
– Участник Международной конференции «История и культурное наследие этносов
Кавказской Албании в контексте прав человека», г. Баку, Азербайджан, 10 и 11 июня 2014
года. Пленарный доклад: А. В. Венкова и М. А. Степанов Опыт сохранения
материального и нематериального культурного наследия в стратегиях ЮНЕСКО.
– «Случай археологии медиа: анархия vs порядок», доклад на Международной
конференции «Notes On and After Global Conceptualisms» 26-27 мая 2014 нафакультете
свободных искусств и наук СПбГУ
– Участник Международный симпозиум «Про&Контра медиакультуры» – «Расщепления
визуального: значение новых медиа», 16-17 октября 2013, Москва. Доклад: «След
машины: генеалогия «комплекса аппарат-оператор» Вилема Флюссера»
– Организатор (председатель Оргкомитета) и ключевой докладчик Международного
коллоквиума «Исследования медиа: импорт/экспорт» 20 октября 2012 года в рамках V
Международного форума «Пространство гуманитарной коммуникации» в г. Киев,
Украина совместно с кафедрой культурологии Института философского образования и
науки Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова.
– Разработал темы и ключевые вопросы для Международной научной конференции
«Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций».
Таганрог, 7-8 сентября 2012.
– Участник и организатор круглого стола «После счастья: визуализация памяти» в рамках
III Международного конгресса «Россия и Польша: память империй / империи памяти»,
Санкт-Петербург, 26-28 апреля 2012. Фонд поддержки современного искусства Rizzordi
Art Foundation. 27 апреля 2012.
– Организатор (координатор) круглого стола «Визуальное в процессе литературного
творчества» секции «Кино | текст» в рамках XLI Международной филологической
конференции (СПбГУ), 26 марта 2012
– Участник Международной научной конференции «История — история культуры —
историческая культурология — cultural history: новые водоразделы и перспективы
взаимодействия». 5-7 апреля 2012 года в Фестивальном центре Госфильмофонда
(Московская обл., Белые столбы).
– Участник 5-й международной научной конференции “Время дизайна” в рамках Биеннале
дизайна “Модулор – 2011″. Доклад «”От субъекта к проекту”: к теории медиа Вилема
Флюссера»
– Организатор (идея, координация) круглого стола «Автономия и среда в естествознании,
социологии и культуре», СПб междисциплинарный семинар им. В.И.Вернадского РАН и
СПбО РИК, 08 декабря 2011. Доклад «Опыты медиа»
Избранные публикации
– Цифровая эстетика в кино, или О чем заговорили вещи? // Международный журнал исследований культуры. № 3 (32) 2018. С. 137-147.
–Цифровая эсхатология // Новое литературное обозрение № 149 (1/2018). Fins de siècle: антропология переломных эпох. С.333-367.
– Цифровая эстетика в современных коммуникациях // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна № 2. 2018. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. С. 62-65.
– Предисловие, Глоссарий, Научная редакция книги Эльзессер Т. Хагенер М. Теория кино: глаз, эмоции, тело. – Спб.: Сеанс, 2017.
– Дизайн и революция: Вилем Флюссер об искусстве повседневного // Международный журнал исследований культуры. – 1(22)2016. – С.146 – 151.
– Кино как опыт извергнутых медиа // Международный журнал исследований культуры. – 1(22)2016. – С.102-115.
– Археология медиа: нематериальность наследия // Вопросы культурологии No7 – 2015. С. 68-72.
– Visitor studies: становление и перспективы в контексте музейной коммуникологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2015. No 1. С. 68-71.
– Спивак Д. Л., Венкова А. В., Степанов М. А. // 1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Дербент, 14-15 ноября 2013 г.) / отв. Ред. Сеидова Г. Н. Махачкала: АЛЕФ, 2013. – С. 40-45.
– Венкова А. В., Степанов М. А. // Материалы Международной конференции «История и культурное наследие Кавказской Албании в контексте прав человека», Азербайджан, Баку, 10-11 июня 2014 года. – Баку, 2014. – С. 39 – 41.
– Спивак Д. Л., Венкова А. В., Степанов М. А. // Дербент – город трех религий. Материалы международной научно-практической конференции (Дербент, 25 марта 2015 г.) / отв. ред. Сеидова Г. Н. Махачкала: АЛЕФ, 2015. – С. 277-281.
– Экология культуры как фактор устойчивого развития. // Экологическая этика и технологии устойчивого развития в XXI веке. Сборник научных статей. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. С. 53-62.
– След машины: генеалогия «комплекса аппарат-оператор» Вилема Флюссера . // Коллективная монография «Про&Контра медиакультуры» – «Расщепления визуального: значение новых медиа». – М: 2015. С. 20-28.
– Элементы археологии медиа. // Международный журнал исследований культуры. – 1(14)2014. – С.92-99.
– “От субъекта к проекту”: к теории медиа Вилема Флюссера. // Время дизайна. Материалы научной конференции – 5-й международной научной конференции “Время дизайна” в рамках Биеннале дизайна “Модулор – 2011”. – СПб.: ФГБОУ ВПО “СПГУТД”, 2013. С.99-102.
– «Вторая» машина Готтхарда Гюнтера, аппарат Вилема Флюссера и трансгуманистический оптимизм. // Медиа: между магией и технологией / Под редакцией Н.Сосна, К.Федоровой. – Екатеринбург-Москва, 2013 – С. 207-230.
– Поэтика изобретения. // Международный журнал исследований культуры. – 3(12)2013. – С. 157-160.
– What is Pragmatic Media Philosophy? // Pragmatism Today. Volume 4, Issue 1, Summer 2013 –Pp. 85-94 – in English
– Куратор как результат разделения труда (по П. Вайбелю). Теоретические пролегомены к кураторству в технологическом искусстве// Международный журнал исследований культуры. – 2013. – No1(10). – С. 132-139.
– Венкова А.В., Конева А.В., Фоменко А.Н., Соколова И.Б., Степанов М.А., Тимашков А.Ю. Visual studies: теоретические исследования в Санкт-Петербургском отделении Российского института культурологии // Культурологический журнал. – 2012. – No 3(9).
– Машина-платье порождает желание или диспозитив vs. аппарат. // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – No2(7). – С. 124-127.
– Машинный поворот: изобретение вместо методологии. Интервью с Геральдом Раунигом // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – No5(6). С.84-88.
– Machines of abstraction. Or how to pass from the Subject to the Project? // GHREBH, Journal of Communication, Culture and Media Theory. Vol. 1, No 12 (2008): Sujeito, Mídia e Cultura. — Brasil – São Paulo. – ISSN 1679-9100. (http://revista.cisc.org.br)
Переводы:
– Цилински, З. Набрасывать и выявлять. Аспекты генеалогии проекции. / пер. с нем. – СПб.: Эйдос,
2013. – 64 стр. илл. – Серия “machina media”
– Грау О. Фантасмагорическое визуальное колдовство 18-ого столетия и его жизнь в медиа искусстве. / пер. с нем. // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – No5(6). – С.101-110.
– Кампер, Д. Тела-абстракции. Антропологический четырехугольник: тело, поверхность, линия и точка. / пер. с нем. // Тело. Насилие. Боль: Сборник статей. – Спб.: Изд-во РХГА, 2010. С. 65-87.
– Кампер, Д. Тело, знание, голос и след. / Перевод с немец. и комм. // Тело. Насилие. Боль: Сборник статей. – СПб.: Изд-во РХГА, 2010. С. 87-104.
– Кастен, И. Тело и движение в женской мистике. Лишение власти тела, власть воображения и письмо. / пер. с нем. // Чувство, тело, движение: Сборник статей. – М.: Канон +, 2011. С. 215-231. ISBN 978-5-88373-256-9
– Гебауер, Г. Эмоциональный мир «человека подполья» Достоевского. / пер. с нем. // Чувство, тело, движение: Сборник статей. – М.: Канон +, 2011. С. 251-272.
– Флюссер, В. О проецировании. / пер. с нем. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. – 2009. – No 3/4. (9/10). – С.65-76.