Новости

Загрузка Мероприятия

Главный научный сотрудник Института Наследия, руководитель Центра наследования русской культуры Капитолина Кокшенева приняла участие в международном театральном фестивале “Человек театра”

16.03.2023

В Челябинске завершил свою работу X Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм “Человек театра”. В нем представили спектакли как российские коллективы из Москвы, Перми, Новосибирска, так и зарубежные — из Армении (Ереван) и Казахстана (Костанай).

Художественный руководитель фестиваля и челябинского Нового Художественного театра Евгений Гельфонд объяснил, что в этом году было решено собрать в “нашей афише театры-дома <…>, в которых взращивают это самое продуктивное в русском театре творческое явление – театр как семья, как дом, где все работают на общее эстетическое, нравственное, смысловое “семейное” благополучие.

По мнению режиссера, атмосфера дома особенно важна сегодня, когда мы должны сплотиться не только нашей малой семьей, не только коллективом как семьей более крупной, но и всем нашим народом как единой российской семьей.

Это чувство “единой российской семьи” с самого начало фестиваля ярко выразилось в творческом вечере “”Человек театра” в поддержку защитников Отечества”, в котором приняли участие артисты столичных и провинциальных театров, прибывшие на фестиваль, а также специальные гости. На этом мероприятии почетный гость — режиссер донецкого государственного телеканала “Оплот ТВ”, театральный режиссер, военный корреспондент Василий Цимбал рассказал о том, кто такой человек театра сегодня, чем живут театры Донбасса под обстрелами, и какова роль театра в сегодняшние непростые времена.

На фестивале работал Экспертный Совет, в который входили известные театральные критики, исследователи и педагоги. Обсуждение спектаклей – существенная часть фестивальной жизни. Именно здесь возможен большой разговор о русском психологическом театре, о нашей исторической памяти, о художественном вымысле, о правде и искренности в искусстве.

В частности, Капитолина Кокшенева отметила: “Самая острая проблема, которую увидела лично я благодаря фестивалю – наши отношения с родной историей, проблема укорененности в ней. Я не люблю абстрактного гуманизма, носители которого не видят своей личной жизни в ретроспективе истории и перспективе исторической ответственности, то есть полноты, предполагающей не только стоны о “голоде, холоде, безграмотности и бедности” народа. Отсутствие навыка к такому большому историческому мироощущению – конечно, следствие той радикальной новизны, что была привнесена в наше сознание революцией 1917-го года. Набор мнений (смысловой китч) вместо сложной полноты картины – следствие того культа “беспочвенного человека”, который был закреплен в нашей культуре двадцатого века. И новый культ которого запросто может приобрести в наше время еще более примитивные формы”.

Руководитель Центра наследования русской культуры рассказала о том, что определение “театр-дом” можно отнести прежде всего к таким коллективам-участникам, как Новый художественный театр (г. Челябинск), Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева (НГТ) и Пермский “Театр у моста”, руководит которым Сергей Федотов. “Они, собственно, давно уже лучшие на карте театральной России, захваченной на три десятка лет модными адептами посттеатра – рассказала Капитолина Кокшенева. – Их домашнесть – естественное следствие свободного театрального дыхания, общей творческой культуры, классической дружбы, театральная и человеческая ценность которой только усиливается со временем”.