Новости

Капитолина Кокшенева: «Фестиваль об истории сам стал историей»

14.05.2021

Любой фестиваль, чтобы жить, должен обновляться. В этом году Департаментом культуры и туризма Вологодской области была предоставлена возможность сформировать Дирекцию фестиваля «Голоса истории» на площадке Вологодского драматического театра и пригласить для творческой работы московского театрального критика, главного научного сотрудника Института Наследия Капитолину Кокшеневу в качестве арт-директора фестиваля.

 Скажите, пожалуйста, арт-директор фестиваля как видит сегодня свои задачи?

 К.Кокшенева: Я не новое лицо фестиваля – я не раз участвовала в нём в качестве эксперта, члена и председателя жюри. И писала о «Голосах истории». Фестивалю «Голоса истории» – тридцать лет! Это впечатляет. «Голоса истории» – один из старейших фестивалей и прошагал он этот путь вместе со своей страной. Он переживал славу и падения, радости и печали, отстаивал новые темы, шокировал «новой эстетикой» и размышлял о Родине Великой. Было разное, как и в самой жизни.

Но задача арт-директора одна: твоя личная ответственность за Афишу фестиваля. Я не боюсь этой ответственности, ведь моей главной целью было – выбрать из конкурсных заявок наиболее художественно-яркие и осмысленные спектакли и поделиться своей творческой радостью с вологжанами. В этом году Афиша будет просто роскошная. В Вологду приедут такие театры и такие режиссеры, со своими спектаклями, что именно их творчеством наше время «оправдается» в истории. Из Петербурга гостем фестиваля пожалует театр «Мастерская» со спектаклем художественного руководителя Григория Козлова «Старший сын» Вампилова. Нас радует подарок от Министерства культуры – «Большие гастроли» отправляют в Вологду Московский академический детский музыкальный театр имени Н.И.Сац с прекрасными балетами – и это важно, так как в городе нет такого типа театра. Пермский театр «У моста», куда бы не приехал, всегда немедленно завоёвывает внимание публики – они привезут «Юнону и Авось» А. Рыбникова, А Вознесенского и «Мачеху Саманишвили» (по мотивам повести Давида Клдиашвили). Театральное пиршество подхватит великолепный, один из десятка лучших драматических театров страны – Новокуйбышевский Театр-студия ГРАНЬ – со спектаклем «Манкурт» по роману Ч. Айтматова. Будут северные сказы Шергина и Писахова в блистательном исполнении Сергея Старостина и Татьяны Бондаренко.  Особая радость – участие в фестивале первого русского театра – ярославцев с «Калиной Красной». Конечно, перечислена не вся Афиша.  Специальную программу представят театры кукол, в том числе и Вологодский. Это тоже очень интересно. Будут мастер-классы, лекции, школа критики.

– Я понимаю, что Вы как эксперт известны театральному миру – вами написаны десятки статей о современном театре, а также книги. Но ведь арт-директор вынужден не только одобрять, но и отказывать? А тут есть критерии?

К.Кокшенева: Конечно. Афиша фестиваля не может содержать высказываний и смыслов, которые направлены на сознательное искажение истории. Например, модная в последнее время идейка о «равенстве» главнокомандующего и фюрера (Сталина и Гитлера), то есть о равенстве нагло-захватнической и оборонительно-освободительной типов войны, – такая идейка не будет никогда мной поддержана. Мне кажется, что мы имеем право не принимать и те спектакли, что содержат нигилистическое отношение к человеку, унижение человека; тех режиссеров, кто использует скабрезные и шоковые приемы «грязной эстетики». В любом случае, спектакль, связанный с нашей ближней или дальней историей, должен быть убедителен – его концепция, историческая в том числе, должна быть продумана. Если не продумана и «отдана» на разумение публики и критики – мол, пусть сами додумывают, то могу точно сказать, что перед нами не режиссер-художник, а режиссер-штукарь.

– Но все же, как мы видим нынче, тема истории, ее деятели, ее события по-прежнему людей разъединяют. Свежайший пример – история с памятником на Лубянской площади. Одни – за памятник Дзержинскому. Другие – за памятник св. Александру Невскому. Как тут быть, если перед Вами встанет такой выбор?

К.Кокшенева: Ну, спектаклей о Феликсе Дзержинском пока не ставят. И это утешает. Хотя, я думаю, нынешняя дискуссия активизирует к нему интерес. В 2006 году Спесивцев в Москве планировал ставить спектакль в движущемся поезде. Спектакль так и хотели назвать «Поезд моей памяти» и работа над пьесой началась с того, что Юлиан Семёнов рассказал режиссеру о некоторых неизвестных фактах из жизни Дзержинского…Но по ходу репетиций Дзержинского оставалось меньше и меньше в структуре спектакля.

Учитывая, что фестиваль «Голоса истории» проходит в год празднования 800-летия со дня рождения святого князя, военачальника и дипломата, то организаторам, конечно, хотелось бы высказаться по этому поводу. И высказаться тут гораздо труднее, чем о Дзержинском. Мы мало что содержим в себе от той эпохи. Пожалуй, только Церковь – единственная институция, которая больше тысячелетия сохраняется в нашей цивилизации, – она-то и помнила св.Александра Невского, обращаясь к нему за молитвенной помощью и тогда, когда страна вела войны. Конечно, мы должны ответить на вопрос: зачем в 2021 году обращаемся к его памяти, к его типу личности? Что нам важно разглядеть сквозь века для себя? Каким может быть урок истории от князя-воина? Мы приглашаем московского режиссера Владислава Быкова поставить с вологодскими артистами и музыкантами спектакль «Князь Александр Невский – суд истории» в открытом историко-архитектурном пространстве. Это, смею надеяться, будет умно, мощно, интересно. В историческом действе будет показано, как был предотвращён замысленный синхронно с Запада и с Востока план – «ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ».   Александром Невским были совершены: воинский подвиг по отношению к Западу; подвиг смирения по отношению к Востоку.Он прошел срединным путем – так была спасена русская земля и народы её. Две стороны, «ХОР Обвинения» и «ХОР Защиты», представят свои доказательства вины и подвига Князя Александра.

– Правильно ли я понимаю, что фестиваль, так или иначе, смотрит на даты: в прошлом году, когда фестиваль был отменен, это была память о Великой Отечественной войне, а нынче – память об Александре Невском. Но и дискуссионные вопросы нашей истории, если они появятся в спектаклях, Вами не будут отвергнуты?

К.Кокшенева: Мне кажется естественным, что фестиваль учитывает важные вехи и даты истории. Например, память о Великой Отечественной – это настолько бесспорная страница истории в XX-ом веке, что она крайне важна именно своей святой бесспорностью, сколько бы кто не путался под ногами с провокациями. В этом году на фестивале будет показан спектакль «Варшавскицй набат» Вологодского ТЮЗа в режиссуре Б. Гранатова о подвиге учителя и гуманиста Януша Корчака; «Саня, Ваня, с ними Римас» Нового художественного театра из Челябинска (режиссер Е.Гельфонд) и «Печали и радости» по Ф. Абрамову театральной группы «Крупный план» из Нижнего Новгорода. Это все глубокие и искренние спектакли… Театр истории, культура памяти– это очень важно. Историческую однозначность ведь приказом министра не установить. Вот каково наше современное состояние исторического самосознания – таков и уровень дискуссии. Но я бесконечно ценю, что уникальная судьба фестиваля «Голоса истории», конечно, связана с закреплением и укоренением в нём статуса тем истории – тем сложных, часто противоречивых, но и всегда актуальных. Конечно, для меня остается такой порядок оценки спектаклей: высокий профессионализм, выраженный в художественном языке спектакля, но при этом, опирающийся на умное внимание к исторической проблематике.

Очень важно, что спектакли проходя не только в традиционных театральных помещениях, но и в историко-архитектурном пространстве. Артисты буквально выходят на подмостки истории консисторского двора Вологодского кремля, а над ними нависает громада Софийского собора.

Фестиваль об истории уже и сам стал историей.

XV Театральный фестиваль «Голоса истории» состоится в Вологде 1-10 июля 2021 года.

Страничка фестиваля:  http://cultinfo.ru/festivals-and-competitions/international-festivals-and-competitions/voices-of-history/