3.09.2024
С 30 августа по 1 сентября в г. Ульяновске прошла XIV Международная ассамблея художников «Пластовская осень», организованная Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области, ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей» и Фондом поддержки творческой молодежи имени А. А. Пластова. Богатая мероприятиями программа ассамблеи, включала, в частности, открытие уникальной выставки «Аркадий Пластов. Портрет акварелью» в с. Прислониха и выставки «Художники Масловки» в Ульяновском Музее изобразительного искусства ХХ-ХХI вв.
В рамках ассамблеи состоялась Международная научная конференция «Проблема стиля в отечественном искусстве: тенденции, влияния, своеобразие», модератором которой выступила заведующая кафедрой гуманитарных наук МГАХИ имени В.И. Сурикова, доктор искусствоведения Татьяна Пластова. В выступлениях докладчиков проблемы складывания и сохранения стиля рассматривались не только в эстетическом плане, но в контексте духовно-нравственных категорий и мировоззренческих оснований, вопросов сохранения культурного наследия и национальной идентичности. На примере анализа творчества выдающегося художника А.А. Пластова и различных произведений отечественного изобразительного искусства, русской архитектуры, народных художественных промыслов, была показана их непреходящая духовно-нравственная и общенациональная ценность, необходимость совершенствования практик сохранения национального стиля вопреки негативным универсалистским тенденциям.
В конференции принял участие ведущий научный сотрудник Института Наследия, руководитель центра наследования культуры Юрий Закунов. В его докладе «Ценностно-смысловые константы в динамике наследования стилевых особенностей отечественного искусства» отмечено, что стиль представляет с одной стороны устоявшуюся форму художественного самоопределения, а с другой уникальную динамическую целостность всех образующих факторов в их развитии: характера исторической эпохи и художественного направления, неповторимой творческой индивидуальности, своеобразия произведения искусства, единства комбинаций техники, содержания и формы при изменении времени и места. Антитезами стилистической гармонии являются эклектика и бездуховность (т.е. пошлость как нарушение иерархии – власти священного). Национальный стиль (от др.-греч. στύλος, лат. stylus — стержень, палочка для письма) призван пронизывать всю систему национального бытия во всех измерениях, концентрироваться на обращении к абсолютным ценностям, национальной идее или «культурном коде», являясь движущей силой самоидентичности и духовного единства народа как исторического субъекта в пространстве вечности. В отечественной духовно-философской традиции национальная идея или «культурный код» предстает как благо, т.е. реальная сила, уже данная как факт, как возможность большего, как предмет желания и в тоже время заданная человеку для цельного познания и осуществления в совершенной форме, обретаемая человеком в процессе внутреннего сердечного созерцания, духовно-нравственного совершенствования и культурного творчества. Без обращения к православной антропологии и аксиологии здесь не обойтись. По мнению докладчика, ключом в раскрытии динамики наследования стилевых особенностей отечественного искусства может служить ценностно-цивилизационный подход, позволяющий понять цельность художественного стиля в его историософском выражении, синтезировать всеобщее, особенное, единичное в конкретном, традицию и обновление в преображении, свободу и необходимость в любви, личное и общественное в соборности, божественное и человеческое в теургичности, общечеловеческое и национальное в патриотизме.