Новости

Загрузка Мероприятия

Наследие Соловьевых обсудили в Институте Наследия в рамках проекта «Живое наследие памяти»

10.04.2023

7 апреля в Институте Наследия состоялся круглый стол в рамках проекта «Живое наследие памяти», рассказывающий о наследии Соловьевых. Цикл круглых столов, посвящённых выдающимся ученым и их семейным династиям, в рамках проекта Института Наследия «Живое наследие памяти», включён в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук и утверждён Правительством Российской Федерации.

— Мероприятия в рамках проекта «Живое наследие памяти» мы уже проводим 9 лет. На этот раз встреча посвящена семье Соловьёвых, — напомнил директор Института Наследия Владимир Владимирович Аристархов, открывая заседание. — Династия Соловьёвых — это Сергей Михайлович Соловьёв — выдающийся историк, профессор и ректор Московского университета. Он первым использовал термины «Новгородская Русь», «Киевская Русь», «Владимирская Русь» для обозначения временных периодов становления нашего государства, главным же трудом его стало создание «История России с древнейших времен». Два его сына — Владимир Сергеевич Соловьёв — мистик и поэт, стоявший у истоков русского духовного возрождения и его брат Всеволод Сергеевич Соловьёв, о котором реже вспоминают, но в те годы он был очень известен как литератор, мистик, публицист, автор исторических романов, в том числе, посвященных критике теософии. Мы бы хотели сегодня вспомнить не только их научные труды, но и вспомнить их как живых людей, увлеченных различными областями знаний. Например, Владимир Соловьёв был не только поэтом, но и экономистом и политологом.

Куратор проекта «Живое наследие памяти», старший научный сотрудник Института Наследия Дарья Яковлевна Романова обратила внимание на то, что Институт Наследия продолжает серию круглых столов, посвященных выдающимся учёным и их семейным династиям. Эти встречи входят в план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук, утверждённый Правительством РФ.

— Одним из важных направлений проекта «Живое наследие памяти» является обращение к родовому наследию известных мыслителей, их открытий и достижений как неотъемлемой части нематериального культурного наследия. Популяризация научных, профессиональных и творческих традиций в процессе сохранения семейной памяти имеет большое научное и просветительское значение. Отображение семейного наследия в научных и философских трудах, их влияние на современников — это важная тема для изучения контекста, в котором творит мыслитель. Нынешний круглый стол посвящен также 170-летию со дня рождения одного из крупнейших русских философов Владимира Сергеевича Соловьёва. Важно отметить, что на примере рода Соловьёвых мы можем рассматривать семейно-родовую память в контексте литературного, философского и научного наследия, — подчеркнула Романова.

И.о. декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Павлович Козырев сопроводил свое вступление фотографиями семьи Соловьевых. Он отметил, что у Владимира Соловьева были непростые отношения с братом Всеволодом. Одной из причин этого стал развод Всеволода со своей супругой, вопросы, связанные с наследством и еще целый ряд обстоятельств.

— Именно благодаря Всеволоду Владимир Соловьев познакомился с Константином Леонтьевым, который в каком-то смысле стал его наставником. Сохранились воспоминания Святителя Николая Японского о встрече с Владимиром Соловьевым. На ней философ признался, что хочет стать монахом и уехать вместе со святителем в Японию. Соловьева часто упрекают за либерализм, но в его концепции не было ничего подобного. Соединение церквей для Соловьёва было реализацией проекта теократии: римский папа и русский царь, — поделился Козырев.

Советник директора Института Наследия Сергей Юрьевич Житенёв вернулся к отцу философа Сергею Михайловичу Соловьёву, известному российскому историку, чье двухсотлетие отмечалось в 2020-м году.

Сергей Михайлович Соловьёв настолько великая фигура, что все ее стороны очень трудно осветить за выступление. Ему было суждено стать деканом историко-филологического факультета Императорского Московского университета, а затем и ректором. Он очень много сделал для университета. У Соловьева были серьезные конфликты с Министерством просвещения, историка не устраивала организация образования, в результате он подал в отставку. Я хотел бы отметить, его лекциями заслушивались: всех поражал его историософский подход, содержание же его трудов до сих пор актуально, — сообщил Житенёв.

Философ, доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Борис Вадимович Межуев в своем выступлении, сделал акцент на истории рода Соловьёвых.

— Начать надо со взаимоотношений отца и сына. У Владимира было огромное почитание отца, уже к концу своей жизни Владимир Соловьёв сделал все возможное, чтобы продемонстрировать, что именно он является истинным идейным наследником отца. Но отношения между ними были непростые. Если говорить о западничестве философа, то это попытка, говоря психоаналитическими терминами, загладить вину перед отцом. Владимир пытался реализовать те идеи, которые были у Сергея Михайловича в зачаточном состоянии. Правильное развитие России для него виделось как становление мощного государства, которое выступает гарантом прав личности, — отметил Межуев.

Еще один спикер — доцент кафедры истории России XIX века-начала XX века исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Андреевич Цыганков обратил внимание на то, как хорошо Владимир Соловьев понимал отца и осветил тему, связанную с публикацией мемуаров Сергея Михайловича Соловьёва.

Ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН Анастасия Георгиевна Гачева оценила подход Бориса Вадимовича Межуева, который заключался в том, чтобы посмотреть на работы Владимира Соловьёва и увидеть содержащиеся в них идеи отца. Творческий путь сына оказывается путём к отцу, а не от отца. По словам Гачевой, уже духовное отцовство и сыновство сближало Владимира Соловьёва и Николая Фёдорова.

Заведующий отделом «Музей Серебряного века» (Дом В.Я. Брюсова) ГМИРЛИ им. В.И. Даля Михаил Борисович Шапошников рассказал о Всеволоде Соловьёве — старшем брате Владимира.

— Всеволод Соловьёв — человек весьма противоречивый. С детских лет у него не складывались отношения с отцом, он был любимцем матери, а пройдя через увлечение теософией и быстро разочаровавшись в ней, был предан ортодоксальному православию. Сложными были отношения и с братом Владимиром. В 1892 году Соловьёв выпустил книгу «Современная жрица Изиды», где подвергалась резкой критике Е. П. Блаватская и её теософские идеи. Вступал Всеволод и в серьезный спор с толстовством, — рассказал Шапошников.

Старший научный сотрудник Института философии РАН Ксения Владимировна Ворожихина поделилась информацией о замысле Владимира Соловьёва написать письмо императору Александру III. Это письмо так и не было отправлено, но сохранилось в черновиках.

Ведущий научный сотрудник Института Наследия Глеб Евгеньевич Васильев основал свой доклад на самых знаковых работах Владимира Соловьёва, например, работе «Три разговора». С одной стороны, концепт, изложенный в этой работе, имеет христианские корни, с другой — гностические. И это относится не только к понятию Софии, но и к идее теократии, которая также носит гностический характер.

В заключение старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Борис Николаевич Морозов поделился историческими заметками об отношениях князя Трубецкого и Владимира Соловьёва.

Завершая мероприятие, глава Института Наследия Владимир Владимирович Аристархов напомнил, что планируется издание сборника докладов по итогам круглого стола.

Справка: Сергей Михайлович Соловьёв (1820 — 1879) — русский историк, профессор Московского университета, а затем и ректор Московского университета. Впервые применил термины «Новгородская Русь», «Киевская Русь», «Владимирская Русь», «Московская Русь», которыми он обозначил временные периоды становления Российского государства. Главным делом жизни Соловьёва стало создание фундаментального труда «История России с древнейших времён» в 29 томах.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 — 1900) — русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семёна Франка, а также на творчество поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока и других. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и ратовал за их объединение.

Всеволод Сергеевич Соловьёв (1849 —1903) — русский литератор, мистик, автор многих известных исторических романов, сын известнейшего русского историка Сергея Соловьева и брат русского философа-западника Владимира Соловьева. Пережив увлечение теософией, вернулся в православие. В 1892 году Всеволод Соловьёв выпустил книгу «Современная жрица Изиды», где подверг резкой критике Е. П. Блаватскую и её теософские идеи. В это время писатель находился под сильным влиянием протоиерея Иоанна Кронштадтского и практически каждый день виделся с ним.

2W8A2053
2W8A2109
2W8A2114
2W8A2164
2W8A2197
2W8A2229
2W8A2249
2W8A2262
2W8A1982
2W8A1996
2W8A2002
2W8A2036
2W8A1999 (1)
previous arrow
next arrow