Новости

О секции «Государственная культурная политика» V Российского культурологического конгресса рассказала Ольга Астафьева

3.09.2021

8–10 ноября 2021 года в Санкт-Петербурге состоится V Российский культурологический конгресс. Вся информация о мероприятии публикуется на официальном сайте: cultcongress5.ru.

О секции «Государственная культурная политика», которая пройдёт 9 ноября, рассказала её модератор – доктор философских наук, профессор, директор Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», профессор кафедры ЮНЕСКО Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, Председатель Московского культурологического общества Ольга Астафьева.

 Ольга Николаевна, расскажите, пожалуйста, о секции, которую Вы модерируете на конгрессе. Какое значение обсуждаемые на ней вопросы имеют для развития отечественной науки о культуре на современном этапе?

– Во-первых, мне бы хотелось приветствовать всех участников предстоящего культурологического конгресса, который, надеюсь, станет своего рода «точкой роста» для развития современной науки и источником для творческого подхода к осмыслению перспектив социокультурного развития. И, во-вторых, особую надежду я возлагаю на секцию «Государственная культурная политика», как одну из самых интересных по широте и остроте поставленных вопросов для обсуждения.

Концепция секции ориентирует участников на актуализацию идей многосубъектной культурной политики, поддержки культурного разнообразия и творческих инициатив регионов современной России. В центре внимания – государство, как субъект культурной политики, нуждающееся в глубоких научно-теоретических разработках, экспертно-аналитических материалах для принятия эффективных решений. Культурологическое сообщество способно ответить на «вызовы» времени и продуцировать ценностно-смысловые основания культурной политики.
Современное гуманитарное знание развивается в условиях институционализации конкуренции новых форм культурных практик, выявления чрезмерных притязаний рыночной экономики, экологических и технологических рисков. В итоге нами предлагается рассматривать возможности государственной культурной политики для их преодоления, исходя из следующего понимания государственной культурной политики Российской Федерации.

Государственная культурная политика Российской Федерации – это многогранная деятельность государства в социокультурных сферах, включая области культуры, образования, науки, межнациональных отношений, международного сотрудничества, внедрения информационно-коммуникативных технологий, работе с молодежью и др., которая направлена на гармонизацию целевых ориентаций по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей, историко-культурного наследия и поддержке потенциала многонационального народа Российской Федерации, с тенденциями на развитие креативно-инновационного потенциала российского общества.

– Каковы Ваши ожидания от конгресса, который возобновил свою работу после перерыва в семь лет?

– Организация конгресса – очень позитивная идея, поскольку взаимодействие ученых страны, не прерывающееся ни на минуту, нуждается в новом импульсе, в общей площадке. Хотя, отмечу, что в прошедшие семь лет региональные культурологические сообщества раскрыли свой мощный самоорганизующийся потенциал и провели активную работу по поддержке культурной среды: проводились интересные мероприятия, выпускались статьи и монографии, защищались интересные кандидатские и докторские диссертации.
Но искусственные «разрывы» никогда не приносят пользы, особенно, когда в междисциплинарных исследованиях культурологов на первый план выходят коммуникативные стратегии взаимодействия разных дисциплин. Поэтому личное общение в формате конгресса обеспечит, на мой взгляд, синергийный эффект от идей, которые предлагаются для рассмотрения носителями фундаментального и прикладного культурологического знания.

Соответственно, от конгресса я ожидаю, с одной стороны, глубокого культурологического осмысления, свободной творческой рефлексии, как особой смысловой формы, и, конечно, оценок и смелых интерпретаций опубликованных текстов; с другой стороны – продвижения к концептуально целостной методологии, как основания для теоретически осмысленных представлений о существующих и будущих моделях государственной культурной политики.