Новости

Принята резолюция Всероссийской конференции “Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России”

6.10.2021

Участники Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России» приняли итоговую резолюцию. Конференция состоялась в рамках VII Международного научного форума «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия», организованного Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва 23–26 сентября в Геленджике.

Конференция собрала представителей научного и творческого сообщества – искусствоведов, культурологов, наследников творческих династий, педагогов, народных и заслуженных художников России, почетных членов Российской Академии художеств, представителей руководства ВТОО Союз художников России и Национального союза народных художественных промыслов, главных художников и директоров предприятий народных художественных промыслов (Хохломская роспись, Павлово-Посадские платки, Городецкие золотное шитье и роспись, Палехская миниатюра, Гжель, народные художественные промыслы Дагестана (Кубачи), Кабардино-Балкарии, Адыгеи,  Ингушетии и др.).

Участники были единодушны в том, что наследование народных духовно-эстетических традиций, представленное, в частности, народными художественными промыслами, является необходимой основой российской цивилизационной идентичности и национального единства. В современных условиях глобализации традиционные НХП находятся под угрозой исчезновения, что требует принятия безотлагательных мер на самом высоком уровне. Давно назрел кардинальный пересмотр государственной политики в этой сфере, связанный с отнесением НХП не к промышленной и коммерческой сфере (как это ошибочно имеет место сейчас), но прежде всего к культуре и искусству, а значит предполагает комплексную государственную поддержку. Мастерство народного искусства и, в частности, художников НХП есть альтернатива с одной стороны радикальному новационисткому искусству и китчевой поп-культуре, а с другой, ординарности штамповок, серости и безликости официоза.  Особо актуальным является противодействие массовым подделкам народного искусства, а также культурному контенту, претендующему на статус «креативного» развития традиции, но являющегося её полной противоположностью. По итогам конференции была принята резолюция, обращенная к руководству страны, – сообщил модератор конференции, руководитель отдела наследования культуры Института Наследия Юрий Закунов.


Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ», прошедшей в рамках VII Международного научного форума «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия», организованного Российским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, 23–26 сентября 2021 г., с. Кабардинка, г. Геленджик.


В преддверие Года народного искусства и нематериального культурного наследия участники конференции, представляющие научное и профессиональное сообщество в сфере народного искусства, обсудили научно-практические вопросы, связанные с наследованием духовно-эстетических традиций народов России как необходимой основы российской национально-культурной идентичности и цивилизационного единства на примере сохранения народных художественных промыслов (НХП).

Положение и статус народного искусства в системе общественных отношений есть важнейший показатель положения народа, критерий его самоидентичности и культурного суверенитета. Эмоционально-образное мироощущение, выражаемое в народном творчестве и закрепляемое в предметах искусства, есть способ духовного бытия народа, наследуемое в национальных духовно-эстетических традициях. Без них невозможно осуществлять фундаментальные ценности и принципы, лежащие в основе российского общества. Участники конференции, сосредоточились прежде всего на анализе ситуации, связанной с сохранением народных художественных промыслов, которые как оказалось далеки от реального возрождения, что требует проведения целостной культурной политики.

Под угрозой исчезновения находятся целые виды самобытных НХП, происходит массовая фальсификация культурного продукта, размывание аутентичности, обесценивание (девальвация) в экономическом и духовном смысле, нарушение преемственности традиции от мастера к ученику, что недопустимо поскольку НХП являются выразителем национального кода народов России, её самоидентичности. Повсеместное отсутствие системной государственной финансовой поддержки НХП, скудость экономической, кадровой и образовательной базы по сохранению и наследованию народных традиций, отсутствие системы наставничества и ученичества, сдельная оплата, приводящая к повышению интенсификации труда (увеличению скорости при снижении качества) – все это ведет к умиранию НХП. В вопросах народного искусства и творчества недопустимы коммерциализация, прагматизм, инструментализм и технократизм, усугубляемые последствиями приватизации и отнесением НХП к Минпромторгу РФ (т.е. сфере промышленности, управляемой по законам рынка и непрофессионалами в сфере искусства). В итоге это приводит к однообразию художественных решений, обеднению образов, грубой стилизации, монотонности труда. Ради выживания в условиях конкуренции в угоду дизайнерским утилитарным решениям и голой прибыли работники НХП и ДПИ в ущерб традиции постепенно отказываются от национального своеобразия, подлинной художественности, нарушают авторские права и бренды, прибегают к контрафакту. Преодолению ярлыков и стереотипов восприятия НХП как устаревших, якобы не способных к новизне, обновлению мешает плачевное положение ряда НХП, способных создавать замечательную продукцию и хранящих живые традиции, но начиная с 90-х гг. по сравнению с советским временем продолжающих влачить жалкое существование. В производственных коллективах НХП с 2014 года имеет место постоянное снижение объемов производства и выручки, что не соответствует предоставляемым Минпромторгом цифрам роста отрасли НХП якобы на 45% за 2017-2019г.г. Все это угрожает культурному суверенитету России, об укреплении которого идет речь в Стратегии национальной безопасности России, утвержденной Президентом.  

В связи с обозначенными проблемами участники конференции просят Правительство РФ принять следующие безотлагательные меры.

1. Иметь в виду нерешенность вопроса различных трактовок и определений, что такое НХП, следствием чего является рассогласованность и отсутствие единой фундаментальной стратегической основы для государственной политики в этой сфере. С одной стороны, есть единое понимание самими художниками НХП, практиками и экспертным сообществом профессионалов, хранящих народную традицию, что НХП относятся, прежде всего, к сфере культурной деятельности и духовной культуры России, а не промышленности (как считают ошибочно в Минпромторге РФ). НХП являются частью отечественного Народного искусства, художественная стилистика которого есть изображение на изделиях культурных кодов народов нашей страны, необходимое для самоидентификации в окружающем глобальном мире. Иное понимание НХП как производственной отрасти и соответствующее сугубо «рыночное» отношение характерны для правительственных структур и чиновников разного уровня, в ведении которых они сейчас находятся. Здесь нет осознания того, что в условиях обострения противостояния ценностей, нарастания социальных перемен и технологических революций, повлекших утрату традиционной среды бытования НХП, актуальным является смещение их главной функции с экономической, утилитарной на художественную, воспитательную, духовную, т.е. быть хранителями и выразителями национальных эстетических и нравственных идеалов. Статус НХП должен быть законодательно закреплен на всех уровнях власти как часть народного искусства и отнесен в ряду с классическим искусством к сфере культуры народов России. Поэтому предлагается передать полномочия от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации иному федеральному органу – Министерству культуры РФ или межведомственному органу, предусмотренному Основами государственной культурной политики.

2. Народные художественные промыслы — это не просто часть культуры России, но именно её традиционной культуры, поэтому НХП не только не относятся к «креативным индустриям», но являются их антиподом, поскольку в них все держится на сохранении традиции (общего художественного стиля, технологии, мест традиционного бытования, школ мастеров) и воспроизводстве образцов традиционных изделий, относящихся не к современному или «авангардному» искусству, а исключительно традиционным видам национального искусства страны,  – таким же, как классические живопись и скульптура, лучшие образцы которых хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. В «креативных индустриях» нет и не может быть никаких традиций, а происходит постоянное следование поворотам модных тенденций. При этом различные структуры и проекты под вывеской «креативных индустрий и современного искусства», использующие устоявшиеся бренды и авторитет традиционных НХП, получают солидное бюджетное финансирование. В отчетах это фигурирует как поддержка НХП, но на самом деле часто является их подделкой, имитацией. Имеет место широкая практика финансовой поддержки подобных «симулякров» – дизайнерских и креативных лабораторий или школ «народного искусства», далеких от мест традиционного бытования, потомственных мастеров и народной традиции. Данные, предоставляемые Минпромторгом РФ, о том, что предприятия НХП включают в себя только 5 (пять) процентов всех мастеров в сфере НХП, а остальные 95% – это якобы индивидуалы-ремесленники и потенциально самозанятые, которых нужно «вывести из тени», не соответствует действительности, поскольку здесь с НХП смешивается производимая продукция, не имеющая к ним никакого отношения, либо являющаяся их подделкой. Необходимо прекратить практику финансирования из госбюджета сторонних «художников» под флагом помощи НХП, побуждающая предприятия промыслов работать с «креативными дизайнерами», изменять традиционный контент в угоду непритязательному спросу, что на деле оборачивается вырождением традиции и дискредитацией знаменитых брендов.

3. Должны быть прекращены все действия по продвижению законопроекта Минпромторга России о внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон №7-ФЗ от 06.01.1999г. «О народных художественных промыслах», положения которого задают ошибочные тенденции, ведущие к разрушению самой сферы НХП. Прежде необходимо принятие Правительством РФ Стратегии сохранения и развития НХП, закрепляющую верные цели, задачи и понятия НХП. Для её разработки предлагается создать Государственную комиссию с участием Министерства культуры РФ и Общественного совета по культуре при Президенте РФ с обязательным привлечением экспертов, искусствоведов и ученых в сфере наследования культуры, представителей объединений профессионального сообщества НХП. В итоге необходимо создание единой структуры НХП под управлением межотраслевым государственным органом, предполагающим финансовое, научно-исследовательское (искусствоведческое), образовательное, кадровое, материальное, технологическое, экспертное и информационное обеспечение.

4. Во всех уровнях образования, начиная с дошкольного и кончая высшим, необходимо безотлагательно ввести просвещение детей и молодежи по темам «Народное искусство России» и «НХП России», нацеленные на формирование эстетической культуры просвещенного потребления, основанного на знании народных традиций, понимании красоты, своеобразия продукции НХП и ценности ручного труда. Надо обеспечить художественные музеи возможностью постоянно экспонировать хранящиеся произведения народных мастеров НХП и закупать новые, всячески их пропагандируя, а в сфере туризма в местах традиционного бытования НХП (на базе предприятий НХП и легальных ИП) создать объекты туристического показа.  Необходимо воссоздание системы профессионального образования, передачи знаний и опыта, института мастерства и ученичества в сфере народного искусства.

5. Обеспечить максимальную материальную поддержку, прежде всего, составляющим основу НХП – организованным предприятиям НХП, а также легализованным ИП, получившим положительное решение Художественно-экспертного совета по НХП в традиции того или иного субъекта РФ, а в сфере налогов и сборов предоставлять бюджетные субсидии, снижать платежи, создавать возможности приобретать изделия НХП в качестве представительских подарков, предоставлять субсидии на приобретение данной продукции музеями, культурными и образовательными учреждениями, компенсировать расходы на рекламу и PR-продвижение в информационном пространстве. Это позволит заменить чисто рыночные инструменты повышения эффективности, приводящие к дисфункциям и контрафакту, будет способствовать реализации духовно-эстетической воспитательной роли НХП.


Организаторам конференции поручено довести до сведения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации положения данной резолюции. 

Скачать текст резолюции: 

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России

IMG_20210924_171415
IMG-20210928-WA0004
IMG_20210925_180356
IMG-20210928-WA0005
IMG-20210928-WA0008
IMG_20210925_100718
IMG-20211008-WA0000
IMG-20211008-WA0002
previous arrow
next arrow