Новости

Загрузка Мероприятия

Руководитель Центра наследования русской культуры Института Наследия Капитолина Кокшенёва приняла участие в культурно-просветительском проекте «Механика памяти»

18.12.2023

При поддержке Президентского фонда культурных инициатив, местной администрации и творческих институций города Кирова (старинной Вятки/Хлынова) в середине декабре прошла зимняя «Механика памяти», посвященная 650-летию города. В рамках театрального марафона главный научный сотрудник, руководитель Центра наследования русской культуры Института Наследия, доктор филологических наук Капитолина Антоновна Кокшенёва прочитала публичную лекцию «Механика режиссуры. Две стратегии “идеи прошлого” в современном театре».

Под «механикой режиссуры» Кокшенёва К.А. понимает те исторические концепции, на которые режиссёр опирается, выбирая ту или иную драматургию с исторической проблематикой. «Ещё В.В. Розанов сокрушался, — говорит К.Кокшенёва, — что у нас нет мечты своей Родины. И на голом месте выросла космополитическая мечтательность».

Эту мечту своей малой Родины (Вятки) и предъявили учредители «Механики памяти», пригласив драматургов страны писать пьесы из истории Вятки. Исторические события и связанная с ними деятельность знаменитых вятчан — Циолковского, Бехтерева, собирателя вятского фольклора Д.К. Зеленина, а также биографии братьев Васнецовых, Александра Грина, Николая Заболоцкого, «опального человека» Салтыкова-Щедрина, Алексея Истомина (основателя Ботанического сада) — получила своё драматургическое и драматическое воплощение на разных площадках города (студентами ГИТИСА/РАТИ и театрального института Екатеринбурга были поставлены эскизы спектаклей).

Капитолина Кокшенёва подчеркнула, что в нашей культуре именно «прошлое» активно — в нём уже проявлены со всей очевидностью эталоны нашего творчества и нашего мышления. Если в театре 90-х годов доминировали концепции «двух Россий» («новой России» и «старой России»), то в следующий исторический период произошла интервенция «чужой памяти» — в наше культурное сознание была внедрена доктрина «травмированной памяти», родившаяся в США. В её рамках требовалось выяснить «меры страданий и травм», полученных иными народами в ходе совместной советской (и досоветской) истории.

«Идея прошлого», таким образом, трансформировалась исключительно как «память о 1937 годе» и «голодоморе»; как память о «тоталитарном государстве» и массово-коллективном человеке («совке»), лишённом личностности. Война же стала не Великой и не Отечественной, поскольку материалом для неё служила европейская драматургия.

Модной и распространенной нигилистической концепции прошлого (образу «ужасной России») К. А. Кокшенёва предложила противопоставить веру в Россию — образ «прекрасной России», в которой великие и невеликие русские люди жили, сажали сады, тащили на своих плечах будни истории. Творческий проект «Механика памяти» — это тоже серьёзная попытка возделывания нашего общего «сада памяти».


WKDa_TlWcwA
WtXBssbYHu8
previous arrow
next arrow