Новости

Загрузка Мероприятия

Руководитель Центра наследования русской культуры Капитолина Кокшенёва прочла лекцию на Театральном фестивале имени Распутина

23.03.2022

На театральной карте России появился новый фестиваль – первый Всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина. Он проходил с 15 по 20 марта по инициативе Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова, фонда «Русская культура» и правительства Иркутской области.

В рамках фестивальной программы руководитель Центра наследования русской культуры Института Наследия Капитолина Кокшенёва прочитала публичную лекцию «Крестьянский Китеж Валентина Распутина: боль и наказ», в которой рассмотрела творчество писателя в контексте как современной театральной культуры, так и русской классической литературы.

В лекции был сделан акцент на понимании того, что есть для Распутина и наших современников традиционные ценности. Крестьянская культура – культура сложного русского человека (образ Настёны в повести «Живи и помни» и в спектакле «Живи» – образ высокой трагедии, определяемой глубоко-философским конфликтом, когда нет выбора без зла). Вместе с тем, современная сцена и «новая драма» представляют сегодня народ в уплощённом и упрощённом ключе – примитивными недотыкомками (как, например, Настёна в исполнении Дарьи Мороз в спектакле МХТ «Живи и помни»).

Считая, что традиционный театр «повернут назад» и боится прямо смотреть в современность, его оппоненты лишают создающих современный театр глубокой «памяти сердца». Они не понимают той существенно-метафизической природы человека, в которой «прошлое» и есть опора самостоянья человека; не понимают, что наша «современность» в точь так же течёт в прошлое (осуществившееся, состоявшееся) как и течёт в будущее. 

Капитолина Кокшенёва подчеркнула, что мир произведений Валентина Распутина нельзя понять и представить на сцене без твёрдого знания, что этот мир стоит на определённых идеально-вечных основаниях и имеет свое идеально-эпическое пространство – «духовную ясность вечного смысла», веру в русского человека, почитание отеческого, потребность в огромном созидательном труде, совестливость личную и народную. И всё это предъявлено писателем в мощном и гибком, способным выдержать серьёзную языковую нагрузку современности, русском языке.

«Правильное направление» для писателя было связано с культурным выздоровлением, с пониманием еще в 2007 году того, что «русский народ не хуже и не лучше всех остальных. Он другой. <…> Кажется, нет никаких оснований для веры, но я верю, что Запад Россию не получит. Я верю – мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако легкой жизни у России не будет никогда».

Первый всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина, рожденный в годину трудную, когда на наших глазах «расползается и разлагается» европейская концепция «прав человека», – имеет все основания стать сибирской альтернативой «псевдонациональным» фестивалям страны. 

Валентин Григорьевич Распутин не писал для театра, но спектакли по его произведениям всегда шли на иркутских сценах, на родине писателя. «Последний срок» и «Прощание с Матёрой» – знаменитые спектакли охлопковцев, представленные на фестивале и определившие его ценностный вектор, были «дополнены» постановками «Век живи – век люби» Иркутского ТЮЗа, спектаклем «Живи» Вологодского драматического театра (по повести «Живи и помни»).

Два театра инсценировали рассказ «Уроки французского» (Усть-Илимский театра драмы и комедии, и сами охлопковцы), а Государственный Бурятский академический театр «переложил» повесть «Прощание с Матёрой» в документальную драму с опорой на местный материал, выделив в трагически-глубокой теме затопления земли свой «этнический плач».