7.08.2023
7 июля 2023 года состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания РФ на тему «Актуальные вопросы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в новой геополитической обстановке», в котором принял участие глава Института Наследия Владимир Владимирович Аристархов. 25 июля было выпущено решение.
РЕШЕНИЕ
Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему
«Актуальные вопросы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в новой геополитической обстановке»
Рассмотрев и обсудив с участием сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, религиозных и общественных организаций, научного и экспертного сообщества актуальные вопросы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в новой геополитической обстановке, Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет) отмечает следующее.
Базовые, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности являются основой российского общества, которая позволяет сохранять и укреплять суверенитет Российской Федерации, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности
1.
В настоящее время человечество переживает эпоху революционных перемен. Продолжается формирование более справедливого, многополярного мира. Происходящие, в целом благоприятные изменения вызывают, тем не менее, неприятие у ряда государств, привыкших мыслить согласно логике глобального доминирования и неоколониализма. Ими предпринимаются попытки сдержать естественный ход истории, устранить конкурентов в военно-политической и экономической сферах, подавить инакомыслие. Используется широкий набор противоправных инструментов и методов, включая манипулирование сознанием отдельных социальных групп и целых народов, наступательные и подрывные операции в информационном пространстве. При этом распространенной формой вмешательства во внутренние дела суверенных государств стало навязывание им деструктивных‚ неолиберальных идеологических установок, противоречащих традиционным духовно-нравственным ценностям
2.
В новой геополитической обстановке необходима разработка и реализация эффективных системных мер государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее — традиционные ценности), в том числе в сферах образования и воспитания, просветительской деятельности, науки и культуры, межнациональных и межрелигиозных отношений, работы с молодежью, деятельности средств массовой информации и массовых коммуникаций. Последовательное проведение такой политики будет способствовать формированию на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, упрочению мира и взаимопонимания между государствами и народами, повышению роли России в мировом гуманитарном пространстве.
Утвержденные Президентом Российской Федерации Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
3 (далее — Основы) позволяют на системной основе обеспечить скоординированную деятельность органов публичной власти и институтов гражданского общества, направленную на противодействие социокультурным угрозам национальной безопасности. Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей
4.
Необходимым условием эффективного решения задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей является обеспечение конструктивного взаимодействия органов публичной власти с общественными, религиозными организациями и другими институтами гражданского общества по актуальным вопросам сохранения, укрепления и продвижения указанных ценностей. Как следует из информации, полученной в ходе подготовки к заседанию Совета, реализация указанных Основ на федеральном и региональном уровнях характеризуется значительным разнообразием подходов, отсутствием единого научно обоснованного методологического и методического обеспечения. Заслуживает внимания опыт ряда субъектов Российской Федерации по формированию и реализации межведомственных планов мероприятий по реализации Основ
5.
Анализ полученной информации свидетельствует, что требуют решения следующие задачи, направленные на сохранение и укрепление традиционных ценностей:
- обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по сохранению и укреплению традиционных ценностей в сферах образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций;
- разработка и внедрение эффективных организационно-правовых механизмов реализации Основ, а также корректировка действующих механизмов государственной поддержки проектов в области культуры, в том числе в области кинематографии;
- актуализация и корректировка документов стратегического планирования и нормативных правовых актов в сферах образования, духовно-нравственного патриотического воспитания, работы с молодежью, взаимодействия со средствами массовой информации и массовых коммуникаций в целях согласования их положений с целями и задачами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
- разработка методических рекомендаций для органов публичной власти, образовательных организаций, а также организаций культуры, физической
- культуры, спорта и работы с молодежью, государственных и муниципальных средств массовой информации по вопросам реализации государственной
- политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
- организация научно-методологического и информационно-аналитического обеспечения реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
В целях обеспечения эффективной деятельности органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества по сохранению и укреплению традиционных ценностей Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
решил: |
1. Рекомендовать профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации уделять приоритетное внимание вопросам законодательного обеспечения сохранения, укрепления, защиты и продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы: |
1) о создании организационно-правовых механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по сохранению и укреплению традиционных ценностей, включая возможность определения постоянно действующего межведомственного координационного органа или закрепления за одним из федеральных органов исполнительной власти полномочия по осуществлению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по сохранению, укреплению и защите традиционных ценностей;
2) о разработке основ государственной информационной политики, направленной на обеспечение интересов общества и государства, определенных в документах стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе по сохранению, укреплению. и продвижению традиционных ценностей;
3) о разработке нормативно-правовых и организационных механизмов, а также механизмов саморегулирования в сфере деятельности теле- радиовещательных организаций, сетевых изданий в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей, а также противодействия распространению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей о (деструктивной идеологии);
4) о нормативном закреплении понятия
«геноцид советского народа
» в целях сохранения исторической памяти и противодействия фальсификации истории Великой Отечественной войны;
5) о разработке комплекса мер по сохранению, укреплению и продвижению традиционных семейных ценностей;
6) о нормативном закреплении деятельности, направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в качестве задач (целей) заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Министерства культуры Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей) по аналогии Министерства юстиции Российской Федерации.
3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть при подготовке проекта плана реализации Основ следующие вопросы:
1) о разработке методических рекомендаций по вопросам реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных организаций, а также организаций культуры, физической культуры, спорта и работы с молодежью, государственных и муниципальных средств массовой информации;
2) о разработке методических рекомендаций по проведению социологических исследований по вопросам, связанным с реализацией государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
3) о разработке комплекса мер, направленных на обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации, в том числе мер по предотвращению
«вестернизации
» культуры
6, сохранению исторической памяти и защите исторической правды в произведениях культуры и искусства, создаваемых при государственной поддержке;
4) об организации научно-методологического и информационно-аналитического обеспечения реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, включая организацию проведения правовых, социологических и криминологических исследований по вопросам, связанным с реализацией указанной государственной политики и ее ролью в предупреждении преступности и других социальных девиаций;
5) о проведении анализа системы государственной поддержки проектов в сфере культуры, в том числе в области литературы, театрального искусства, кинематографии, средств массовой информации, книгоиздания и креативных (творческих) индустрий для выработки мер по совершенствованию указанной системы государственной поддержки в целях сохранения, укрепления и продвижения традиционных ценностей;
6) о разработке системы показателей достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, а также методики применения такой системы показателей;
7) о принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение содержательного наполнения музейных экспозиций, экскурсионных маршрутов информацией о важнейших событиях современной истории Российской Федерации (Героях Российской Федерации, Героях Труда Российской Федерации, выдающихся деятелях науки, культуры и искусства Российской Федерации, о подвигах Вооруженных. Сил Российской Федерации, в том числе в период проведения специальной военной операции).
4. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными государственными органами и организациями рассмотреть вопрос о совершенствовании применяемых при проведении конкурсов, направленных на поддержку лучших произведений искусства и творческих проектов, критериев отбора проектов с целью обеспечения приоритетной поддержки проектов, способствующих сохранению, укреплению и продвижению традиционных ценностей, укреплению общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, единства многонационального народа Российской Федерации.
5. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых. коммуникаций Российской Федерации во взаимодействии с Российской академией наук и Российским историческим обществом рассмотреть возможность подготовки серии историко-документальных и художественных фильмов по тематике
традиционных российских духовно-нравственных ценностей и традиционных духовно-нравственных ценностей народов России, выдающихся исторических и культурных достижений многонационального народа Российской Федерации с целью их популяризации и демонстрации в российских представительствах за рубежом, а также широкого распространения указанных фильмов в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет
».
6. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации во взаимодействии с Министерством культуры Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования‘ Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопросы:
- о корректировке нормативных правовых актов Министерства просвещения Российской Федерации, в том числе государственных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в части закрепления норм, обеспечивающих сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей при осуществлении образовательной, воспитательной и просветительской деятельности;
- об обобщении и распространении положительного опыта работы общеобразовательных организаций по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, сохранению и укреплению традиционных ценностей;
- о подготовке, с учетом позиции Союза кинематографистов Российской Федерации, перечня художественных фильмов, способствующих
- патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, рекомендуемых для просмотра учащимися разных возрастных групп в том числе в период летних каникул.
7. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- корректировке нормативных правовых актов Министерства наук и высшего образования Российской Федерации, в том числе государственных стандартов среднего профессионального и высшего образования, в части закрепления норм, обеспечивающих сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей при осуществлении образовательной деятельности;
- о формировании государственного заказа на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на научное обеспечение реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности;
- о разработке с привлечением подведомственных научных организаций с участием Российской академии наук показателей эффективности реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, а также научно-методологической проработке вопроса о критериях оценки мероприятий, проектов в области культуры, информационной продукции на предмет их соответствия целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей для применения таких критериев при решении вопроса о целесообразности государственной поддержки.
8. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопросы:
- о разработке ‚механизмов, обеспечивающих приоритетность производства и распространения социальной рекламы, содействующей сохранению, укреплению и продвижению традиционных ценностей, а также меры стимулирования производства и распространения указанной социальной рекламы на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и на общедоступных региональных телеканалах, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- о мерах по стимулированию производства и распространения информационной продукции, способствующей воспитанию и всестороннему развитию детей и молодежи на основе традиционных ценностей, на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, а также на сайтах в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- о разработке комплекса мер по совершенствованию противодействия распространению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей (деструктивной идеологии) в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и других средствах массовой коммуникации, предусматривая в том числе создание и активное продвижение информационных материалов, пропагандирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности и образ Российского государства как хранителя и защитника традиционных ценностей.
9. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть вопрос о выработке комплекса мер, направленных на содействие формированию в системе образования дружественных государств-участников Содружества Независимых Государств единообразных подходов в части преподавания истории и обществоведения, в особенности, касающихся оценки ключевых исторических событий общего с Россией исторического прошлого, с целью защиты исторической правды, предотвращения фальсификации истории и профилактики возможных конфликтов, обусловленных распространением
русофобских деструктивных идей.
10. Рекомендовать Федеральному агентству по делам национальностей рассмотреть вопрос о корректировке плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной Политики Российской Федерации на период до 2025 года в части его дополнения мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление традиционных ценностей.
11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) рассмотреть вопросы:
- о разработке комплексных планов мероприятий по реализации Основ;
- о закреплении в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, определяющих условия и критерии предоставления за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, критерии, обеспечивающие соответствие осуществляемых и планируемых ими мероприятий целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
- о проведении регулярных мероприятий, направленных на обсуждение актуальных вопросов сохранения и укрепления традиционных ценносте с участием представителей общественных объединений, религиозных организаций и других институтов гражданского общества;
2) при разработке, корректировке и реализации документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации в области образования, воспитания, культуры, просвещения, молодежной политики, семейной политики, государственной национальной политики уделять особое внимание вопросам сохранения, укрепления и продвижения традиционных ценностей.
12. Направить настоящее решение Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Общественную палату Российской Федерации, Российскую академию наук, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Союз кинематографистов Российской Федерации, религиозные организации, организации, осуществляющие выпуск общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
Председатель Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания. Российской Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
К.И. Косачёв
Примечания:
1 Пункт 90 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400.
2 Пункты 7 и 8 Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229.
3 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4 Положения, направленные на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, закреплены также в ряде других документов стратегического планирования Российской Федерации, в частности, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основах государственной культурной политики, Концепции внешней политики Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной семейной. политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
5 Например: План мероприятий по реализации основ государственной политики по. сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей Липецкой области, утвержденный Распоряжением Правительства Липецкой области 5 мая 2023 года № 413-р, План основных мероприятий («дорожная карта») по реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до 2030 года»(содержит 45 мероприятий).
6 В пункте 88 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что «вестернизации» культуры усиливает угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета. При этом отмечается учащение попыток фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональны конфликтов.
ПДФ решения: