Новости

Утверждена концепция развития Института Наследия на 2015-2020 гг.

19.06.2015

Концепция развития Института Наследия на 2015-2020 гг. Научно-исследовательская деятельность.

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (далее – Институт Наследия) создан постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1992 г. № 241 в целях научного обеспечения государственной культурной политики и региональных программ по сохранению и использованию национального наследия в соответствии с конвенцией «Всемирного культурного и природного наследия» ЮНЕСКО. В 1999 г. институту присвоено имя академика РАН Д. С. Лихачёва.

В 2014 г. приказом Министерства культуры Российской Федерации Институт Наследия от 22 января 2014 г. № 76 Институт Наследия объединён с Российским институтом культурологии, созданным в 1932 г. постановлением Совнаркома РСФСР от 3 мая 1932 г. № 455 как Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы.

Объединенный Институт Наследия является ведущим учреждением Российской Федерации по научному и научно-методическому обеспечению государственной культурной и общенациональной этнокультурной политики, изучению, охране, сохранению и использованию объектов наследия, исследованиям в области культурологии, музейного дела, краеведения и туризма.

 

Институт Наследия в своей структуре имеет следующие филиалы:

– Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, созданный как Сибирский филиал Российского института культурологии в соответствии с решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 5 сентября 1991 г., протокол № 9 приказом Российского института культурологии от 22 февраля 1993 г. № 7;

– Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, созданный как Южный филиал Российского института культурологии приказом Российского института культурологии от 30 января 2012 г. № 06-о/д;

Наличие региональных подразделений Института Наследия способствует укреплению единого культурного и информационного пространства страны, способствует включению интеллектуальных ресурсов регионов в научную и образовательную инфраструктуру культурной жизни.

В 2014 г. Институт Наследия стал базовой организацией государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере сохранения Всемирного наследия.

Настоящая Концепция определяет приоритеты деятельности и развития Института Наследия как научно-исследовательского центра федерального значения, а также основные направления фундаментальных, прикладных, инновационных исследований, проектной, поисковой, экспедиционной, экспертной деятельности на период до 2020 г.

Концепция основана на общепризнанных нормах международного права и принципах Конституции Российской Федерации. Нормативно-правовую базу разработки Концепции составляют:

– Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-I;

– Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ;

– Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ;

– Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808;

– Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537;

– Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666;

– Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186;

– Государственная целевая программа «Развитие культуры и туризма», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317.

При разработке Концепции приняты во внимание решения:

– Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 25 сентября 2012 г., 2 октября 2013 г., 24 декабря 2014 г.;

– Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям от 19 февраля 2013 г., 22 октября 2013 г., 13 марта 2014 г., 3 июля 2014 г.;

– Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 8 декабря 2014 г.

Настоящая Концепция призвана стать ориентиром для сотрудников Института Наследия в их научно-исследовательской и общественной деятельности.

Концепция одобрена Ученым советом Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева 29 декабря 2014 г., Советом по науке при Министерстве культуры Российской Федерации 14 апреля 2015 г.

МИССИЯ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

Институт Наследия выполняет государственную миссию: формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством  утверждения в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта.

Основная цель деятельности Института Наследия – организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на получение и применение новых знаний в сферах культурного и природного наследия, культурологии, культурной политики, музееведения, краеведения, туризма, этнокультурных, межнациональных и межрелигиозных отношений в Российской Федерации.

Ключевыми стратегическими целями деятельности Института Наследия, в соответствии с «Основами государственной культурной политики» являются:

– проведение фундаментальных и прикладных исследований  роли наследия в укреплении гражданской идентичности;

– проведение фундаментальных и прикладных исследований в области феноменологии социально-культурного наследования, изучения роли наследия в передаче от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

– проведение фундаментальных и прикладных исследований в области сохранения исторического, культурного и природного наследия для его использования в воспитании и образовании граждан;

– проведение фундаментальных и прикладных исследований роли наследия в современном художественном процессе и социокультурной деятельности, в реализации творческого потенциала личности;

– научно-методическая поддержка обеспечения доступа граждан к информации о культурном наследии, культурным ценностям и культурным благам.

Целями деятельности Института Наследия также являются:

– повышение значимости Института Наследия как ведущего научного центра и базовой организации государств-участников СНГ в сфере сохранения Всемирного наследия, выполняющего методические и экспертные функции в сфере культуры, культурного и природного наследия, сохранения этнокультурного разнообразия как важной составляющей этнонациональной идентичности;

– содействие укреплению международных связей в сфере науки и культуры, формированию позитивного облика современной России в мире;

– содействие  развитию научного знания в сфере культуры, образовательной и просветительской деятельности, повышению престижа научного труда, обеспечению доступа граждан к научным знаниям, информации, культурным ценностям и благам;

Данные цели реализуются посредством решения следующих задач:

1. Философско-методологическое осмысление механизмов наследования культуры.

2. Научное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики.

3. Проведение научных исследований, направленных на совершенствование системы государственной охраны объектов культурного и природного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов.

4. Научно-методическая и экспертная поддержка использования наследия в воспитании и образовании граждан.

5. Исследование процессов формирования российской гражданской идентичности, изучение истории и культуры народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества.

6. Научное осмысление этнических культурных традиций, закрепленных в народном творчестве, в целях их сохранения и дальнейшего творческого развития.

7. Систематизация исследовательского опыта для создания общероссийской системы сохранения и использования нематериального культурного наследия.

8. Организация и проведение этнографических, краеведческих и археологических экспедиционных исследований, связанных с выявлением, изучением и сохранением объектов культурного и природного наследия.

9. Научно-методическое обеспечение деятельности государственных, муниципальных, общественных органов и организаций по сохранению историко-культурных и природных территорий, культурных ландшафтов, изучение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов.

10. Научное, научно-методическое и экспертное сопровождение  интеграции культурного и природного наследия в современный социально-экономический и социокультурный контекст.

11. Создание концептуальной основы для использования цифровых телекоммуникационных технологий в целях обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

12. Научное и научно-методическое обеспечение  развития культурно-познавательного туризма на основе выявления и актуализации ресурсов культурного и природного наследия.

13. Систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного и природного наследия, предметов музейного, архивного и библиотечного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе; разработка принципов применения новых технологий трансляции культурного наследия.

14. Расширение международного сотрудничества в сфере реализации проектов по изучению и представлению наследия народов Российской Федерации за рубежом, реализация функций базовой организации ЮНЕСКО в СНГ, поддержка международных проектов в сфере сохранения и популяризации наследия.

15. Распространение научных знаний о культурном и природном наследии народов Российской Федерации (периодическая печать, книгоиздание, сеть Интернет, телевидение, культурно-просветительские организации и общества).

16. Научно-методическая поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия, содействие возрождению и развитию массового краеведческого движения в Российской Федерации.

17. Поддержка детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на добровольческую (волонтёрскую)  деятельность в сфере сохранения культурного и природного наследия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Фундаментальные исследования

Направление 1.1. Теория наследия. Традиции и культурная память

Материальное и нематериальное наследие как ценности культуры. Культурное и природное наследие в контексте исторической памяти. Наследие как системное явление. Компоненты наследия.

Культурный ландшафт как категория наследия. Типология культурных ландшафтов. Информационная парадигма культурного ландшафта. Топология культурного ландшафта. Культурно-ландшафтное районирование. Недвижимые культурные ценности как категория наследия. Типология недвижимых культурных ценностей. Феномен памятника. Феномен памятного (достопримечательного) места.

Язык, обычай, традиции, формы представления культур народов России в культурном пространстве страны и мира. «Вторая жизнь» традиционной народной культуры. Устные традиции и формы выражения, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Направление 1.2. Теория наследования культуры

Феномен социально-культурного наследования. Механизмы наследования культуры с точки зрения философии культуры, культурной антропологии, семиотики и психологии. Наследование культуры как процесс критического восприятия ценностей прошлого, освоения и внедрения их в социальную и личностную практику. Наследие в современном художественном процессе. Наследие как источник вдохновения: создание и функционирование произведений искусства в социокультурной среде.

Осознанное и неосознанное освоение культурного наследия. Наследие в процессах инкультурации. Социокультурный опыт и его освоение. Наследие и культурная память.

Ценности и символы в процессах наследования. Психология социально-культурного наследования.

Интерпретация наследия. Границы интерпретации наследия: трансляция ценностей, смыслов и картины мира в процессах интерпретации. Принцип традиционализма. Проблемы и перспективы интерпретации и трансляции ценностей и смыслов классического искусства и традиционной народной культуры средствами современного искусства.

Цивилизационный подход в культурологии. Наследование картины мира, ценностей, смыслов русской (российской) цивилизации. Культурное наследие как основа цивилизационной идентичности.

Направление 1.3. Теория культурной политики

Философские и антропологические предпосылки культурной политики. Модели, инструменты, субъекты и объекты культурной политики (личность, субкультуры, человеческий потенциал, ценности и смыслы).

Цели, задачи и целевые индикаторы культурной политики. Её влияние на человеческий потенциал.

Критерии эффективности культурной политики и оценки регулирующего воздействия в сфере культуры. Информационное, статистическое, экспертное и прогностическое обеспечение культурной политики. Стратегии и модели региональной культурной политики.

Развитие традиции междисциплинарных исследований, направленных на подготовку предложений по развитию культурной политики.

Наследие как ресурс и объект культурной политики государства. Роль наследия как фактора реализации государственной культурной политики. Практики трансляции наследия. Инновационные и консервативные технологии культуры.

Культурное наследие и культурный диалог цивилизаций. Этнокультурная политика государства. Культурное и природное наследие в социально-культурных проектах.

Проблемы и перспективы использования цивилизационного подхода к определению целей, задач и принципов государственной культурной политики за рубежом.

2. Прикладные исследования и экспертная деятельность

Направление 2.1. Научно-методическая работа по сохранению и использованию объектов Всемирного наследия в России

Тема 2.1.1. Актуализация российских объектов Предварительного списка Всемирного наследия ЮНЕСКО (2015 г.).

Тема 2.1.2. Анализ образа и форм представления Всемирного наследия в России. Концепция информационной политики по продвижению российских объектов (2016).

Направление 2.2. Научно-методическая и экспертная деятельность по реализации функций базовой организации ЮНЕСКО в СНГ

Тема 2.2.1. Разработка и ввод в действие «Программы деятельности Базовой организации СНГ на 2015-2018 гг.» (2015 г.).

Тема 2.2.2. Разработка методики исследования российских культурных объектов, внесенных в Предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и подготовка Плана проведения исследований объектов Предварительного списка объектов всемирного наследия (2016 г.).

Тема 2.2.3. Разработка рекомендаций государствам-участникам СНГ в части содействия осуществлению согласованных действий по повышению статуса Всемирного наследия (2016 г.).

Тема 2.2.4. Разработка рекомендаций государствам-участникам СНГ по совершенствованию договорно-правовой базы в области сохранения Всемирного наследия (2016 г.).

Тема 2.2.5. Исследования в сфере охраны (включая защиту от последствий природных и техногенных катастроф), управления и популяризации объектов Всемирного наследия (2016 г.).

Тема 2.2.6. Подготовка Номинационных досье трансграничных объектов культурного и природного наследия стран СНГ (2018 г.).

Тема 2.2.7. Подготовка проекта дополнений модельного закона об объектах культурного наследия СНГ (2012 г.) разделами по объектам природного Всемирного наследия и культурно-природного наследия для согласования с Исполкомом СНГ и внесения на рассмотрение Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (2018 г.).

Направление 2.3. Методическая, информационная, экспертная и правовая поддержка охраны, сохранения и использования национального культурного и природного наследия.

Тема 2.3.1. Культурно-ландшафтный подход. Научно-исследовательская и экспертная деятельность по определению зон охраны, режимов использования земель, разработке историко-архитектурных опорных  планов, предметов охраны и градостроительных регламентов исторических поселений, музеев-заповедников и достопримечательных мест, в том числе культурных ландшафтов, и мест религиозного назначения. Проблемы и перспективы консервации, реставрации и приспособления историко-культурных территорий – достопримечательных мест, объектов садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры.

Тема 2.3.2. Анализ зарубежного и российского опыта социально-экономической и социокультурной реабилитации малых исторических городов, исторической сельской территории.

Тема 2.3.3. Мониторинг и анализ вовлеченности информации об объектах наследия в медийный, образовательный, досуговый оборот.

Тема 2.3.4. Социологические исследования роли наследия в процессах инкультурации.

Направление 2.4. Научно-методическое обоснование и разработка программ и проектов использования объектов культурного и природного наследия России

Тема 2.4.1. Разработка программ и проектов, предусматривающих применение новых технологий музейной деятельности, модернизацию и создание новых музеев, реализацию экспериментальных музейных проектов на основе анализа музейных практик в России и за рубежом, а также в перспективе сетевого взаимодействия в музейной сфере.

Тема 2.4.2. Научно-методическое обоснование и разработка программ и проектов использования объектов культурного и природного наследия России в туристских и рекреационных целях.

Тема 2.4.3. Разработка и реализация научно-методической базы развития индустрии туризма в Российской Федерации.

Тема 2.4.4. Научно-методическое обоснование и разработка программ и проектов использования объектов культурного и природного наследия России в интересах региональных и местных краеведческих исследований, а также развитие краеведческой деятельности в регионах Российской Федерации посредством широкого вовлечения в неё детей и молодежи:

– в контексте региональных и местных социокультурных программ и проектов;

– в туристских и рекреационных целях;

– на основе анализа международного и отечественного опыта по организации тематических, в том числе исторических и подводных музеев и парков, их классификация и разработка практических рекомендаций по использованию в туристских и рекреационных целях;

– для содействия общественным движениям и организациям в социокультурной сфере, в том числе молодёжным, краеведческим, волонтёрским и военно-патриотическим.

– в сфере образования, а также производства детских товаров, игрушек и игр;

– для содействия сохранению и развитию среды исторических территорий России: российских усадеб, сельских поселений, исторических городов и центров крупных городов.

– с использованием современных информационных, компьютерных и других технологий, обеспечивающих эффективное изучение и сохранение объектов наследия, в том числе их картографирование, а также продвижение цифрового наследия в сети Интернет;

– в сфере традиционной народной культуры, традиционных технологий (в том числе технологий природопользования).

Тема 2.4.5. Анализ международного и отечественного опыта по организации тематических, в том числе исторических и подводных музеев и парков, их классификация и разработка практических рекомендаций по использованию в туристских и рекреационных целях.

Тема 2.4.6. Разработка и реализация программ и проектов по изучению и использованию объектов культурного и природного наследия Арктики.

Тема 2.4.7. Разработка образовательных программ для высших и средних учебных заведений по преподаванию «Основ изучения культурного и природного наследия России» и «Управления объектами культурного и природного наследия».

Тема 2.4.8. Разработка Всероссийской программы «Дети и культурное наследие России».

Тема 2.4.9. Разработка программ и проектов, связанных с сохранением и использованием объектов наследия, историко-культурных и природных территорий, в том числе  усадебных комплексов, полей сражений, некрополей и мемориальных мест.

Тема 2.4.10. Содействие в сохранении и развитии культурной среды исторических территорий России: исторических поселений, культурных ландшафтов, российских усадеб, отдельных сельских поселений, городов и исторических центров крупных городов.

3. Инновационные исследования

Направление 3.1. Теория наследования культуры как методологическое основание прикладных научных исследований

Тема 3.1.1. Осознанное и неосознанное освоение наследия. Экспериментальный полигон социологических и социально-психологических исследований освоения ценностей и смыслов наследия, описание механизмов эффективной трансляции наследия в детской и молодежной среде (2018 г).

Тема 3.1.2. Наследие и культурная память. Изучение образа наследия на основании мониторинга образовательных программ, медийного поля и социальных сетей.

Тема 3.1.3. Практики интерпретации наследия. Мониторинг использования наследия классической культуры.

Тема 3.1.4. Цивилизационный подход в культурологии. Наследование картины мира, ценностей, смыслов русской (российской) цивилизации. Роль культурного и природного наследия в процессах критического восприятия ценностей русской (российской) цивилизации, освоения и внедрения их в социальную и личностную практику (совместно с Советом РАН по культурному и природному наследию).

Направление 3.2. Культурная политика и процессы модернизации в России

Тема 3.2.1. Критерии эффективности культурной политики и оценки регулирующего воздействия в сфере культуры. Методологическое, информационное, статистическое, экспертное и прогностическое обеспечение государственной культурной политики.

Тема 3.2.2. Влияние субъектов культурной политики на параметры человеческого потенциала территорий, регионов и России в целом. Мониторинг статистики и анализ данных социологических исследований, а также информации от волонтеров и экспертных сообществ, свидетельствующих о влиянии культурных практик на человеческий потенциал.

Тема 3.2.3. Междисциплинарные исследования культуры как основа совершенствования государственной культурной политики. Разработка оптимальной стратегии развития культуры в рамках государственной культурной политики РФ.

Тема 3.2.4. Наследие как ресурс и объект культурной политики государства. Практики трансляции наследия. Разработка эффективных методов привлечения, мотивации и поддержки общественных, добровольческих, волонтерских организаций к мероприятиям по мониторингу наследия.

Тема 3.2.5. Наследие как ресурс творчества: проблемы создания и функционирования произведений искусства в социокультурной среде. Изучение особенностей критического восприятия и освоения ценностей и смыслов наследия творческой личностью и креативными индустриями.

Тема 3.2.6. Проблемы и перспективы интерпретации и трансляции ценностей и смыслов традиционной народной культуры средствами современного искусства. «Вторая жизнь» традиционной народной культуры. Анализ успешных практик на стыке традиционной народной культуры и современного искусства.

Тема 3.2.7. Культурное наследие и культурный диалог цивилизаций. Роль культурно-исторического наследия в обеспечении культурной политики и диалога цивилизаций. В качестве модельного материала принят цивилизационный диалог с современной исламской цивилизацией (прежде всего, в северо-кавказском регионе), а также с современной буддийской цивилизацией (в основном на материалах Калмыкии, Бурятии и Тывы).

Тема 3.2.8. Этнокультурная политика государства. Изучение роли наследия в реализации государственной этнокультурной политики, направленной на обеспечение межнационального мира, сохранение разнообразия культур народов России и укрепление объединяющей культуры русской (российской) цивилизации.

Тема 3.2.9. Проблемы и перспективы использования цивилизационного подхода к определению целей, задач и принципов государственной культурной политики за рубежом. Анализ вовлеченности объектов наследия русской (российской) цивилизации за рубежом в актуальные форматы реализации государственной культурной политики в сфере международных культурных связей.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 

Направления практического внедрения научно-исследовательской работы:

– участие в подготовке Государственных докладов по культуре, культурному наследию, охране окружающей среды и туризму;

– подготовка предложений по совершенствованию законодательной базы, развитие нормативно-правового обеспечения социокультурной деятельности, культурного наследия и туризма, а также участие в работе комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Законодательного собрания Российской Федерации;

– участие в разработке проектов документов ЮНЕСКО по сохранению культурного и природного наследия применительно к условиям нашей страны, подготовка и экспертиза новых номинаций для списка Всемирного наследия, выполнение функций Базовой организации государств-участников СНГ в сфере сохранения Всемирного наследия;

– участие в разработке и внедрении комплексных региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия, ориентированных на сочетание деятельности по охране наследия с обеспечением социально-экономического и социально-культурного развития регионов различного типа;

– разработка методов сохранения национальных культур народов России, прежде всего, малочисленных этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни;

– разработка туристских программ развития регионов, в том числе на базе использования объектов культурного и природного наследия;

– разработка предложений по созданию зон особо охраняемых территорий в Арктике;

– изучение и популяризация традиционной культуры российского казачества;

– разработка проектов создания музеев, национальных парков, достопримечательных мест, зон охраны объектов культурного наследия и других конкретных проектов;

– осуществление экспертных и консультативных работ;

– оказание научно-методической помощи региональным органам культуры и охраны наследия, отдельным учреждениям культуры, общественным организациям;

– проведение научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по актуальным проблемам сохранения и использования наследия, культурной политики и развития туристской отрасли, а также по широкому кругу современных научных вопросов в сфере гуманитарного знания;

– подготовка и публикация научных монографий, статей и рецензий по основным направлениям деятельности Института Наследия;

– проведение курсов повышения квалификации специалистов в сфере наследия, музейного дела, туризма и других актуальных направлений (для работников регионального и муниципального уровня);

– развитие краеведения с целью воспитания у молодёжи патриотизма и любви к «Малой Родине», проведение мероприятий, направленных на  интегрирование краеведческого движения в академическую науку, вовлечение краеведов в фундаментальные и прикладные исследования»;

Экспертная деятельность в интересах учредителя

Экспертная деятельность Института Наследиянепосредственно связана с анализом и оценкой региональных и ведомственных программ, направленных на изучение, сохранение и использование объектов наследия, межнациональных и межрелигиозных проектов, развития туризма, музейного дела и других социокультурных программ.

Текущая экспертная работа в интересах учредителя:

– обеспечение деятельности Научно-методического совета Министерства культуры Российской Федерации;

– работа экспертов рабочей группы Общественного совета при Минкультуры России;

– участие в работе:

  • Совета по науке при Министерстве культуры Российской Федерации;

  • Межведомственного совета по особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации при Минкультуры России;

  • Экспертного совета по туризму при Министерстве культуры Российской Федерации;

  • Комиссии Министерства культуры Российской Федерации по оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

    – проведение государственных историко-культурных экспертиз в соответствии с действующим законодательством;

    – проведение независимых культурологических, искусствоведческих и прочих экспертиз.

    Оперативная экспертная работа в интересах учредителя.

    Для оперативного реагирования на запросы департаментов министерства в подразделениях Института Наследия создается база отчетной информации (квартальный и годовой отчеты), которая может быть использована учредителем при решении следующих задач:

    – выявление и описание объектов наследия;

    – обоснование дополнений к спискам объектов Всемирного культурного и природного наследия;

    – предоставление конкретных рекомендаций по разработке комплексных региональных программ сохранения и использования объектов культурного наследия;

    – разработка рекомендаций по формированию и развитию системы особо охраняемых культурных территорий, по созданию новых достопримечательных мест и новых музеев на территории Российской Федерации;

    – определение путей и методов туристско-рекреационного развития и использования объектов культурного наследия, а также развития туристской индустрии;

    – разработка рекомендаций по использованию исторических технологий и традиционных приемов природопользования в народной культуре и сохранению наследия народов России;

    – внесение предложений по формированию государственной национальной политики и развитию национальных культур коренных и малочисленных народов на основе изучения её актуальных и продуктивных форм, традиционных форм расселения и природопользования;

    – разработка рекомендаций по сохранению этнических культур народов России на основе изучения живых традиций в области духовной и материальной культуры;

    – проведение информационно-аналитических и архивных исследований в сфере сохранения и использования наследия, в том числе с использованием цифровых технологий описания;

    – анализ результатов комплексного мониторинга объектов наследия, различных типов историко-культурных и природных территорий;

    – инициативное предупреждение об угрозах объектам культурного наследия и рекомендации по преодолению подобных угроз.

    Кадровая политика

    Развитие Института Наследия в качестве ведущего центра фундаментальных и прикладных исследований в области научно-методического обеспечения государственной культурной  и общенациональной этнокультурной политики, сохранения культурного и природного наследия, музейного дела, краеведения и туризма требует осуществления ряда мероприятий, направленных на привлечение высококвалифицированных специалистов к работе над научно-исследовательскими проектами, а также на дальнейшее  повышение квалификации сотрудников Института Наследия.

    В области кадровой политики определены следующие приоритетные направления:

    – совершенствование системы управления и оптимизация численности управленческого персонала и научных сотрудников;

    – определение среднесрочной и долгосрочной потребности в квалифицированных научных кадрах в соответствии с направлениями развития научных исследований;

    – разработка планов ротации кадров и формирование резерва кадров на должности начальников отделов и заведующих секторами;

    – разработка и апробация процедур и критериев аттестации научных сотрудников, стимулирующих их постоянное профессиональное развитие;

    – разработка стандартов контроля и оценки качества и результативности исследований и деятельности научных сотрудников;

    – подготовка аспирантов по специальностям 24.00.01 – Теория и история культуры и 24.00.03 – Музееведение. Консервация, реставрация историко-культурных объектов, открытие диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций;

    – использование кадрового потенциала других исследовательских структур Министерства культуры Российской Федерации, а также университетов и учреждений культуры путем привлечения их ведущих специалистов для сотрудничества в сфере научно-исследовательской деятельности.

    На основе прогностических исследований необходимо расширить деятельность Института Наследия в области повышения квалификации кадров, проведения проектно-аналитических семинаров для специалистов в сфере культуры и охраны наследия, представителей органов государственной власти, региональных и муниципальных органов, реализующих государственную политику в сфере науки, культуры, межнациональных отношений и охраны наследия, краеведов, общественных организаций и объединений Российской Федерации, а также СНГ.

    Издательская деятельность

    Институт Наследия осуществляет программы издания научной и методической литературы, в том числе монографических исследований.

    Периодические издания Института Наследия:

    – научные сборники «Наследие и современность», «Архив наследия»;

    – сетевые периодические рецензируемые научные издания «Культурологический журнал», «Журнал Института Наследия», «Наследие веков».

    В настоящее время ведется работа по обеспечению включения данных периодических изданий в Перечень изданий, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, и международные системы научного цитирования.

    Общественные связи и информационная деятельность

    Институт Наследия оказывает научно-методическую поддержку представителям региональных и муниципальных органов, реализующих государственную политику в сфере науки, культуры, межнациональных отношений и охраны наследия, краеведам, общественным организациям и объединениям.

    Уровень квалификации сотрудников позволяет Институту Наследия участвовать в работе ведущих профильных общественных структур:

    – Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

    – Совета по культуре при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проблемам совершенствования законодательного обеспечения культурной политики;

    – Экспертного Совета Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации;

    – Экспертного совета по внутреннему и въездному туризму в Российской Федерации Государственной Думы Российской Федерации;

    – Межведомственного комитета по морскому наследию Морской коллегии при правительстве Российской Федерации;

    – Совета при Министерстве культуры Московской области; Научно-методического Совета при Москомнаследии; фонда «Возрождение» Республики Татарстан, других общественных советах при органах исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, крупных учреждениях культуры Российской Федерации.

    Будет значительно расширена коммуникативная деятельность Института Наследия и укреплены связи с субъектами Российской Федерации. Эта работа включает консультации, экспертизы, разработку программ и проектов по сохранению и использованию объектов наследия, созданию музеев, стратегий развития исторических поселений, научно-методическую и практическую помощь региональным органам, реализующим государственную политику в сфере культуры, межнациональных отношений, охраны наследия и туризма.

    Прогнозируется  укрепление практики совместной работы и обмена экспертами в рамках ЮНЕСКО и Совета Европы, с Международным советом музеев (ICOM), Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), Международным исследовательским центром по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICCROM), Всемирной туристской организации (ЮНВТО), зарубежными национальными научными институтами, общественными фондами и неправительственными организациями Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы, Украины, Норвегии, Финляндии, Китая, США, Нидерландов, Франции, Германии, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и других стран.

    Основными задачамимодернизации коммуникативно-информационной сферы в Институте Наследия в соответствии с новыми социальными потребностями российского общества должны стать:

    – создание информационной базы для публичного представления материального и нематериального культурного наследия России;

    – обеспечение максимальной доступности информации об объектах наследия для граждан России и зарубежных стран;

    – применение современных технологий для представления результатов научных исследований сотрудников Института Наследия в электронном информационном пространстве;

    – изучение и презентация ресурсного потенциала культурного и природного наследия регионов России, поддержка региональных проектов и общественных инициатив по сохранению и использованию наследия;

    – разработка, продвижение и участие в реализации международных, федеральных и региональных программ сохранения и развития объектов наследия России и стран СНГ в части Всемирного наследия.

    Привлечение финансовых ресурсов

    Основой финансирования Института Наследия является субсидия его учредителя – Министерства культуры Российской Федерации – на выполнение государственного задания. Институт Наследия выполняет более 50 научных тем по государственному заданию.

    Институт Наследия выполняет работы по государственным контрактам с Министерством культуры Российской Федерации по актуальным методическим и практическим проблемам, по проведению научных конференций. Институт Наследия сотрудничает с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральным агентством по делам национальностей, Федеральным агентством по туризму.

    Источником финансирования Института Наследия являются также субъекты Российской Федерации и муниципалитеты крупных, средних и малых городов. Институт Наследия выполняет работы для регионов, связанные с разработкой региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия и со стратегией использования местных культурных ресурсов как источников социально-культурного и туристского развития городских и сельских поселений.

    Научно-исследовательские работы Института Наследия финансируются и за счет собственных средств крупных учреждений системы Министерства культуры Российской Федерации, заключающих договоры на разработку концепций развития этих учреждений.

    Дополнительными источниками доходов Института Наследия также являются средства, вырученные от проведения консультаций и экспертиз по различным программам и проектам, обучающих и проектно-аналитических семинаров, деятельности по повышению квалификации и подготовки аспирантов.

    Развитие механизмов финансирования Института Наследия осуществляется также путем заключения контрактов на конкурсной основе, в том числе:

    – участие в ФЦП различных министерств (Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и др.);

    – участие в конкурсах РГНФ, РФФИ, РНФ с целью получения финансирования внеплановых научных исследований и научных мероприятий из внебюджетных источников;

    – информационное, организационное, научно-методическое обеспечение участия сотрудников в конкурсах на соискание премий Президента Российской Федерации, субъектов Федерации, государственных стипендий, других премий и наград за выполнение научных и прикладных разработок.

 РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Решение задач, поставленных в настоящей Концепции, позволит повысить:

– эффективность государственной культурной политики, проводимой Министерством культуры Российской Федерации;

– конкурентоспособность Института Наследия в глобально-интегрированном международном научном пространстве как динамично развивающегося научно-исследовательского центра,  способного адекватно и оперативно реагировать на изменения внешних условий;

– эффективность научных исследований Института Наследия, тематика которых совмещает в себе фундаментальные и прикладные разработки, успешно сочетая теорию и практику;

– уровень применения современных научных методов, предполагающих целостность, междисциплинарность, методологический плюрализм подходов;

– количество и качество инновационных идей и проектов, адаптация и внедрение которых призваны обеспечить сохранение национального культурного и природного наследия и его использование для воспитания и образования граждан Российской Федерации;

– системную интеграцию с другими ведущими научно-исследовательскими центрами, учреждениями, организациями в процессе осуществления совместной научной, научно-методической и инновационной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Концепция Института Наследия учитывает актуальные проблемы современного общества, соответствует целям и задачам «Основ государственной культурной политики» и государственных программ в сфере культуры и туризма, ориентирована на эффективное изучение, выявление, сохранение, использование и популяризацию культурного наследия народов Российской Федерации, позволяет обеспечить научно-экспертную поддержку государственной культурной политики Российской Федерации.

Реализация Концепции развития Института Наследия будет иметь международное, федеральное и региональное значение и способствовать укреплению единого культурного пространства России, сделает возможным оперативное получение актуальной информации от ведущих экспертов на всех уровнях государственной исполнительной и законодательной власти, позволит своевременно и адекватно реагировать на вызовы времени.