Новости

В Москве, Калязине и Кашине прошли Пятые Макариевские Калязинские чтения

3.06.2021

Чтения открылись в Храме св. мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, где прошло заседание секции «Макарий Калязинский Чудотворец – история и традиции прославления и почитания (в память о 500-летии обретения мощей преподобного)» в рамках XXIX Международных образовательных чтений. Вступительное слово произнес руководитель секции, сопредседатель оргкомитета Чтений, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Ярослав Леонтьев, затем выступивший с докладом «Роль Макария Калязинского в событиях «великой Замятни». В чтениях приняла участие старший научный сотрудник Института Наследия Дарья Романова

Ярослав Леонтьев изложил частую путаницу двух современников —  преподобного Макария Желтоводского и Унженского и преподобного Макария Калязинского. На земско-церковном соборе, созванном Дмитрием Шемякой в Москве в 1446 г., названного Р.Г. Скрынниковым «крупнейшей вехой в истории русской смуты» XV века, Шемяку мог “усовестить” игумен Макарий Калязинский, а не «муж свят, именем Макарие, игумен Желтоводскии», как о том сообщает Ермолинская летопись. Таким образом, именно Макарий Калязинский мог сопровождать участников собора по пути в Углич, находившийся совсем неподалёку от Троицкого Калязинского монастыря, где и произошло примирение Василия Тёмного и Дмитрия Шемяки путем крестоцелования. Если вглядеться в карту династийно-феодальной войны 1425-1453 гг., то становится ясным, что многие ключевые моменты и даже повороты «замятни» свершались в географическом треугольнике: Дмитров – Углич – Кашин / Бежецк, т.е. в соседних или смежных с нахождением Троицкого Калязинского монастыря местностях. В дальнейшем рассказе Леонтьев более детально раскрыл эти подробности. 

Иерей Дмитрий Попов, клирик Храма преподобного Серафима в мкр. Авиаторов г. Балашихи раскрыл историю возникновения в 1649 г. и строительства подворья Троицкого Калязинского монастыря в Москве. Подворье знаменитого монастыря находилось внутри Китай-города, поблизости с Красной площадью и Кремлём, на углу Лубянской площади и Малого Черкасского переулка. На нём находились трехэтажные здания, располагались наёмные квартиры, лавки и мастерские, где проживали ремесленники, занятые пошивом носильного платья для простолюдинов. На подворье имелась и церковь во имя Макария Чудотворца, разобранная еще в начале XIX века. На этом участке в 1905 г. был построен большой доходный дом по проекту инженера Г.И. Макеева, принадлежавшая Троицкому Калязинскому монастырю гостиница «Калязинское подворье» продолжала существовать до 20-х гг. ХХ века.  
 
Вячеслав Воробьёв, профессор РГУ имени А.Н. Косыгина (Филиал в Твери) выступил по теме «Род Кожиных в истории и культуре России».  Преподобный Макарий Калязинский происходил из рода кашинских бояр Кожиных. Воробьев рассказал, в частности, о братьях и сестре преподобного Макария. Один из братьев святого Григорий Кожин, в иноках Геннадий, стал 12-м епископом Тверским при князе Михаиле Борисовиче. В «Хожении за три моря» Афанасий Никитин пишет, что он пошёл от Спаса Златоверхого при князе Михаиле Борисовиче и епископе Геннадии, т.е. брате преподобного Макария. Среди представителей рода Кожиных были государственные и общественные деятели. Также Вячеслав Воробьёв представил книгу «Тверская земля и Москва: переплетение судеб»,  в которой содержатся справочные материалы о тверских топонимических объектах в Москве, топониме Москва в Тверской области и биографиях известных соотечественников. 

В работе секции также приняли участие профессор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Володихин, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Константин Аверьянов; преподаватель Тверского государственного университета Галина Гадалова; заведующая Калязинским музеем имени И.Ф. Никольского Тверского государственного объединенного музея Светлана Мокрова; доцент кафедры истории МГЛУ Ирина Пономарёва; главный специалист центра непрерывного образования РГБ Ольга Плиско.

С докладом от Института Наследия выступила старший научный сотрудник Дарья Романова. Выступление было посвящено роли родовой памяти в сохранении культурной идентичности. Данная тема является продолжением исследования семейных и родовых традиций как неотъемлемой части нематериального и материального культурного наследия. В частности, речь шла об авторском проекте «Живое наследие памяти», а также о недавно изданной книге «Лопухины. Краткое историческое родословие к 1000-летию рода», одним из авторов которой она является.