4.06.2022
В Институте Наследия в рамках проекта «Живое наследие памяти» (автор и куратор Дарья Романова) состоялось мероприятие, посвященное культурному наследию династии иконописцев Пешехоновых. Встреча проходила в рамках празднования 90-летия Института Наследия.
Начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублёва, специалист по иконописному наследию Пешехоновых Жанна Белик рассказала об истоках своего научного исследования, о многогранной деятельности санкт-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых, одной из самых известных в XIX в. в России. Долгая жизнь иконописной артели началась с творчества Макария Самсоновича Пешехонова.
Семейная творческая преемственность в стиле, а также многолетняя работа иконописной школы при мастерской, способствовали передачи особенностей технологии производства пешехоновских икон из поколения в поколение, а также возрождению древнерусских традиций. Талант и мастерство Пешехоновых, создавших свою иконописную манеру, высоко ценились. Представителю династии Василию Макарьевичу Пешехонову было пожаловано звание «Иконописца Его Императорского Величества», что сыграло большую роль в общественном признании их творчества. В должности придворного иконописца В.М. Пешехоновым были выполнены ростовые иконы для новорожденных членов Императорской семьи, в частности, для будущего Императора Николая II.
Иконостасы работы Пешехоновых были в кафедральных соборах и приходских храмах крупных русских городов. Пешехоновыми были созданы иконы для иконостасов храмов и скитов Валаамского монастыря.
Также ими были выполнены ответственные заказы для Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Кафедрального собора Токио.
Наибольшее количество пешехоновских икон выявлено в Финляндии в результате эвакуации Валаамского монастыря во время Зимней войны (СССР – Финляндия, 1939-1940). Часть из них находится в Нововалаамском монастыре, Православном церковном музее Финляндии РИЗА.
Переписка Пешехоновых, сохранившаяся в отделе рукописей Русского музея, свидетельствует не только о большом объеме выполненных работ, но и об их теплых семейных отношениях.
Отдельное внимание было уделено рассказу о реставрационных работах мастерской в Софийском соборе Киева.
Участники мероприятия увидели презентацию уникальных образцов творческого наследия Пешехоновых. Среди них: икона Покрова Богородицы, подписанная М.С. Пешехоновым (находится в Покровской церкви в Лапеенранта); иконы «Святые князья Федор, Давид и Константин Ярославские, преподобная Евдокия и святая Ирина» и «Избранные святые», созданные Иваном Самсоновичем Пешехоновым (Музей имени Андрея Рублева); иконные образцы, в частности, «точный список с родовой иконы Богоматери Умиления, принадлежавшей матери царя Михаила Феодоровича великой старице инокине Марфе Ивановне, которая с сыном своим избранным на царство отправилась из Костромы в Москву 19 марта 1613 года».