Издания

О проблемах и перспективах развития музейного дела в Российской Федерации: результаты комплексного социологического исследования

УДК 379.4
ББК 79.1
О-11

ISBN 978-5-86443-295-2
DOI 10.34685/HI.2019.42.57.001

Аналитический отчёт был подготовлен по заказу Министерства культуры Российской Федерации в рамках разработки концепции развития музейного дела.

В рамках исследования решались следующие задачи:

• Выявление образа современного музея среди профессионального музейного сообщества и среди населения.
• Определение места музеев в системе ценностей современного общества сейчас
и в ближайшем будущем.
• Оценка мнений экспертов и населения о конкурентоспособности музея в индустрии
досуга.
• Оценка населением качества музейных услуг.
• Изучение восприятия экспертами и населением идей развития музейной отрасли: барьеры, ресурсы и драйверы, перспективные направления развития «музея будущего».
• Изучение ожиданий экспертов и населения о приоритетных способах информирования посетителей о деятельности музеев.
• Изучение ключевых ожиданий экспертов от «Стратегии развития деятельности
музеев до 2030 года», разработанной Союзом музеев России в 2018 г.

Исследование представляет собой сравнительный анализ мнений экспертов, представителей музейного сообщества и населения России о возможностях развития музея до 2030 года. Мнения экспертов изучены методом глубинных интервью, опрошено 20 экспертов.

К опросу изначально приглашались эксперты — представители музейного сообщества, которые занимают активную позицию, являются инициаторами крупных начинаний в музейном деле, изучают и практикуют различные передовые и экспериментальные техники работы в музеях или регионах и благодаря этому пользуются заслуженным авторитетом в музейной среде. Всего опрошено 206 сотрудников музеев.

Мнения населения изучены методом трёх фокусированных групповых интервью с реальными и потенциальными посетителями российских музеев — гражданами Российской Федерации в возрасте от 18 до 49 лет (женщины) и от 18 до 54 лет (мужчины) в городе Москве, а также методом массового опроса в объёме 700 анкет в пяти регионах Российской Федерации: Москва, Приморский край, Пермский край, Ярославская область и Республика Мордовия. Сегодня музеи конкурируют с другими формами досуга за свободное время граждан, и наличие этой конкуренции необходимо учитывать при планировании развития музейной отрасли.

Представленные материалы исследования могут быть использованы для разработки Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года как документа, определяющего основные цели и задачи, стоящие перед органами государственной власти для поддержки и развития музейной отрасли.

© РОСИЗО, 2019
© Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2019