Институт

Палаты Аверкия Кириллова

Старинные Палаты на Берсеневской набережной Москвы-реки – уникальный московский архитектурный ансамбль крупной городской усадьбы середины XVII – начала XVIII в. с главным жилым домом, храмом св. Николы Чудотворца, набережным корпусом.

Усадьба принадлежала Аверкию Степановичу Кириллову – человеку именитому и состоятельному. А.С.Кириллов имел высокий чин думного дьяка, принадлежал к привилегированному разряду торговых людей – «московских гостей», возглавлял государевы приказы Новгородский и Большого Прихода. До него предположительно усадьба могла принадлежать приближенному великого князя Московского Ивана III боярину И.Н.Беклемишеву Берсеню (рубеж XV–XVI вв.), а в начале XVII в. – государеву садовнику Кириллу – деду А.С.Кириллова.

Реконструкция Московского археологического общества, 1895 г.

Архитектурный ансамбль Палат сформировался на месте более ранних построек, самая старая из которых может датироваться рубежом XV–XVI вв., в одной из государевых садовых слобод, лежавших за Москвой-рекой напротив Кремля. Современный облик главное здание усадьбы приобрело в результате ряда перестроек. В 1656–1657 гг. А.С.Кириллов увеличил юго-восточную часть старого белокаменного подклета, возвел на нем два кирпичных этажа, перестроил парадную палату (крестовую) первого жилого этажа, пристроил к вытянутому вдоль реки с востока на запад зданию красное крыльцо (с востока, со стороны храма).

А.С.Кириллов был убит стрельцами в Кремле во время Стрелецкого бунта 1682 г. При его наследнике Якове Аверкиевиче Кириллове в 1690-е гг. было сделано новое «красное крыльцо» с каменной галереей-переходом в храм св. Николы, а с запада – пристройка, симметричная восточной части Палат.

После смерти Я.А.Кириллова, его вдова Ирина Симоновна вышла вторично замуж – за дьяка Оружейного приказа А.Ф.Курбатова, при котором в 1703–1711 гг. Палаты получили пристройку с севера со стороны Москвы-реки – нарядный ризалит с «теремком» над третьим этажом, оформленный в духе архитектуры петровского барокко. Возможно, пристройка выполнена по проекту архитектора М.Чоглокова, не исключено участие архитектора И.Зарудного. В последующее время Палаты не перестраивались, сохраняя облик и планировку, сложившиеся к началу XVIII в.

В 1740-е гг. Палаты отошли казне. В XVIII – первой половине XIX в. здесь размещались различные учреждения: Кормчие контора и канцелярия, Московская межевая канцелярия, Канцелярия конфискаций, Разрядный (Сенатский) архив, Сенатская курьерская команда – дом даже стали называть «Курьерским».

В 1868 г. император Александр II передал Палаты Московскому археологическому обществу (МАО), руководимому ученым археологом Алексеем Сергеевичем Уваровым (1825–1884), а после его смерти – его супругой и сподвижницей Прасковьей Сергеевной Уваровой (1840–1924). Общество пребывало в древних Палатах более 50 лет, до 1923 г., когда было закрыто.

С 1925 г. и до ликвидации в 1934 г. на втором этаже Палат работали Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ), в состав которых входили известные деятели культуры, реставраторы: И.Э.Грабарь, И.В.Рыльский, Д.П.Сухов, П.Д.Барановский, Н.Р.Левинсон и др.

После ЦГРМ здание Палат занимали различные организации, но незадолго до Великой Отечественной войны часть помещений была выделена созданному в 1932 г. Центральному НИИ методов краеведческой работы (позднее НИИ краеведческой и музейной работы). После войны здание было полностью передано этому Институту. В 1955 г. его переименовали в НИИ музееведения, в 1966 г. – в НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры, затем – в НИИ культуры и, наконец, – в Российский НИИ культурологии (1992 г.).

Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова. Худ. А.П.Цесевич. 1972 г.

Первая серьезная реставрация Палат и начало их изучения связаны с МАО (с последней четверти XIX в.). В ХХ в. в советский период это дело было продолжено: реставраторы осматривали, исследовали и частично реставрировали здание, делали зарисовки, чертежи, реконструкции ансамбля усадьбы Аверкия Кириллова и церкви св. Николы на Берсеневке. Среди тех, кто внес наибольший вклад в изучение и реставрацию памятника – архитекторы-реставраторы Д.В.Разов (1940-е гг.), Г.В.Алферова (1950–1960-е гг.).

Сейчас этот уникальный московский архитектурный памятник на Берсеневской набережной является объектом культурного наследия Федерального значения. Продолжая традиции, заложенные предшественниками, в нём работают научные подразделения Института Наследия, которые занимаются изучением, сохранением и популяризацией отечественного наследия. На базе одного из подразделений создан научно-краеведческий Музейно-выставочный центр «В Палатах на Берсеневке».