Институт

Поляков Тарас Пантелеймонович – музейный проектировщик, сценарист, кандидат исторических наук, доцент. Заместитель руководителя Центра изучения и проектирования музеев, зав. сектором экспозиционно-выставочной деятельности музеев.

В 1976 г. окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам музейного проектирования.

С 1989 г. работал в Российском институте культурологии (РИК), до 2013 года в должности «ведущий научный сотрудник», с апреля 2013 г. – начальник отдела музееведения и актуализации культурного наследия.

С января 2014 г. - в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им Д. С. Лихачева (Институт Наследия).

Область научных и творческих интересов - разработка и внедрение новых методов и технологий проектирования музейных экспозиций и выставок. Автор экспериментального художественно-мифологического (образно-сюжетного) метода проектирования. Инициатор создания «живых музеев», органически соединяющих «храм» и «форум» – музейную экспозицию с социально-бытовыми и рекреационными объектами.

Автор более 60 концепций и сценариев музейных экспозиций, в частности экспозиций:

Музея В. Хлебникова (1986г., Астрахань), Музея М. Булгакова (1990 г., Москва), Музея В. Чкалова (1986 г., Чкаловск), Музея Истории и Культуры Среднего Прикамья (1991 г., Удмуртия, г. Сарапул), Калининградского историко-художественного музея (1991 г., Калининград), Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» (1996 г., Псковская обл., Пушкинские Горы), Музея-заповедника А. А. Блока «Шахматово» (2000 г.), «Душа всей России – Рязань» (2004 г., Рязанский историко-архитектурный музей), Музея Ф. М. Достоевского в Новокузнецке (1999 г.), Библиотеки-музея им. К. И. Чуковского (2005 г., пос. Переделкино), Музея «Дом Гоголя» в Москве (2009 г.), Центра-музея Б. Окуджавы (2009 г., Москва), Музея А. В. Чижевского (2009 г., Калуга), Музей К. Г. Паустовского (2012 г., Москва) и др.

Особую известность получила реализованная экспозиция Государственного музея В. В. Маяковского (1989 - 2013 гг., Москва, соавторы - художник Е. Амаспюр, архитектор А. Боков).

В 2014 г. руководил работой по созданию Концепции развития парков и общественных пространств в Российской Федерации. Заказчик – Департамент туризма и региональной политики Минкультуры РФ.

Автор более 70 научных и научно-популярных публикаций по проблемам музеологии, в том числе трех монографий – «Музейная выставка: история, проблемы, перспективы» (1997 г., в соавторстве), «Как делать музей?» (1997 г.) и «Мифология музейного проектирования» (2003 г.). Один из авторов учебного пособия «Основы музееведения» (Москва, 2009 г., Москва, 2013 г.)

Научно-педагогическая деятельность:

С 2000 г. по 2011 г. - профессор кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма МК РФ. С 1991 г. по 2014 г. читал курс лекций «Основы проектирования музейных экспозиций» в Российском государственном гуманитарном университете, доцент кафедры музеологии. В настоящее время проводит творческие семинары и «мастер-классы» по проблемам музейного проектирования для сотрудников российских и зарубежных музеев.

В рамках международного сотрудничества в 2012 г. по приглашению Минкультуры Латвийской Республики проводил «мастер-класс» по проблемам проектирования музейных экспозиций для сотрудников латышских литературных музеев. В 2013 г. консультировал создание и реализацию латышско-норвежского проекта экспозиции «Пер Гюнт, ты не прав!» («Генрих Ибсен в гостях у Рудольфа Блауманиса») в музее Р. Блауманиса (Латвия. Мадонский район. Erglu. «Браки»).

Лауреат премии Министерства культуры РФ в номинации «лучшая научная работа года» за монографию «Как делать музей?» (1998 г.)

Лауреат литературной премии им. А. П. Чехова «За вклад в развитие отечественной литературы» (2009 г.).

Член Московского союза дизайнеров.

E-mail: polyakov_t@mail.ru

Список публикаций:

  1. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод организации музейной экспозиции /Т. П. Поляков //Некоторые проблемы исследования современной культуры. Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1987. – С. 44-53.

  2. Поляков Т.П. Актуальные проблемы отношения содержания и формы музейной экспозиции. Автореферат диссертации кандидата исторических наук. – М.: 1988. – 18 с.

  3. Поляков Т.П. Мифологическое сознание и музей ХХI века (на примере концепции музея-заповедника «Исток Волги») / Т. П. Поляков // Музееведение. На пути к музею ХХI века. – М.: Изд. НИИ культуры, 1989. – С. 45-60.

  4. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции / Т. П. Поляков // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. – М.: Изд. НИИ культуры, 1989. – С. 45-60.

  5. Поляков Т. П. «Дервиш-Урус» (сценарий музея Велимира Хлебникова)/ Т. П. Поляков // Вестник музейной комиссии всесоюзной ассоциации востоковедов. Вып.1. – М., 1990. – С. 199-286.

  6. Поляков Т.П. Сценарий экспозиции «Сокровища Успенского монастыря»/ Т. П. Поляков //Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. Информ. сб. Вып.6. – М., 1990. – С. 72-82.

  7. Поляков Т.П. Художник Л.В. Озерников: портрет музейного художника/ Т. П. Поляков // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. Информ. сб. Вып. 6. – М., 1990. – С. 50-57.

  8. Поляков Т.П., Никишин Н.А., Алексеева И.В. и др. Научная концепция Ивангородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. / Материалы к обсуждению. НИИ культуры. – М., 1990. – С.

  9. Поляков Т.П. Сценарная концепция системы экспозиций Ивангородского музея-заповедника/ Т. П. Поляков // Музееведение. На пути к музею 21 века: Музеи-заповедники. – М.: НИИ культуры,1991. – С. 181-201.

  10. Поляков Т.П., Стрижнева С.Е. Маяковский был и остается... (путеводитель по Государственному музею В. В. Маяковского). - Москва-Берлин - Париж. - 1992. - 30 с.

  11. Поляков Т.П. Маяковский и современность (сценарий экспозиции)/ Т. П. Поляков // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. – М.: РИК, 1994. – С. 216-234.

  12. Поляков Т.П. Музей Владимира Набокова: рабочая гипотеза или самоопределение сценариста // Т. П. Поляков // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. – М.: РИК, 1994. – С. 211-215.

  13. Поляков Т. П. История и мифология в музейной экспозиции (на примере сценарной концепции Калининградского областного историко-художественного музея)/ Т. П. Поляков // Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция. – М.: РИК, 1997. – С. 219-237.

  14. Поляков Т. П., Стрижнева С. Е.Приглашение в музей (Литературный образ новой экспозиции Государственного музея В. В. Маяковского)/ Т. П. Поляков, С.Е. Стрежнева // Музееведение. На пути к музею 21 века: музейная экспозиция. – М.: РИК, 1997. – С. 274-288.

  15. Поляков Т.П. Как делать музей? (о методах проектирования музейной экспозиции): учебное пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Музееведение». /Т.П. Поляков. – М.: Издание Российского института культурологии МК РФ, 1997. – 253 с.

  16. Поляков Т. П., Мазный Н. Г., Шулепова Э. А. Музей и выставка: история, проблемы, перспективы. /Т.П. Поляков, Н.Г. Мазный, Э.А. Шулепова. - М.: РИК, 1997. -257 с.

  17. Поляков Т.П. В поисках «живого музея»/ Т. П. Поляков // Музей и новые технологии. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. – С. 58-81.

  18. Поляков Т.П. Музей будущего/ Т. П. Поляков// Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея:1998. –Тюмень, 1999. – С. 153-162.

  19. Поляков Т.П. Музей будущего: проблема выбора модели/ Т. П. Поляков // Тальцы. –2000. – № 3 (10), Иркутск. – С. 44-53.

  20. Поляков Т.П. Музей будущего: виртуальное клонирование или экспозиционно-художественная интерпретация музейных предметов / Т. П. Поляков// Культурология - культурная политика - развитие: Материалы Междунар. Науч.-практ. конф., Москва, 1-3 июля 2001 г./ М-во культуры РФ и др. – М., 2001. – С.283-286.

  21. Поляков Т.П. Музей будущего: виртуальное клонирование или экспозиционно-художественная интерпретация музейных предметов (тезисы доклада/ Т. П. Поляков// Культурология - культурная политика - развитие: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 1-3 июля 2001 г./ М-во культуры РФ и др. – М., 2001. – С.283-286.

  22. Поляков Т.П. Музей будущего: проблема выбора модели / Т. П. Поляков// Теория и практика музейного дела в России на рубеже 2--21 веков / Труды ГИМ. Вып.127. – М., 2001. – С. 76-85.

  23. Поляков Т.П. Современные проблемы музейного проектирования/ Т. П. Поляков // Науки о культуре - шаг в 21 век: Сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых, Москва, ноябрь 2001 г./ М-во культуры РФ, Рос.ин-т. культурологии. – М.: РИК, 2001-2002 гг. –С. 48-60.

  24. Поляков Т.П., Баранова С.И., Ноль Л.Я., Ковригина В.М. Примерная программа дисциплины «Основные направления и формы музейной деятельности» /Т.П. Поляков. // Музеология. Специальность 021000: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и примерные программы дисциплин федерального компонента (циклы общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности) / отв. ред. В. В. Минаев. – М.: РГГУ, 2002. – С. 325-338.

  25. Поляков Т.П. Музейное проектирование и мифы 21 века/ Т. П. Поляков // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии /М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии. – М.: РИК, 2002. – С. 207-220.

  26. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования. /Т.П. Поляков. – М., 2003. – 456 с.

  27. Поляков Т.П. Первый московский адрес Есенина (музей в Б. Строченовском) / Т. П. Поляков //Мир музея. – 2006. –№ 11. – С.12-18 (под псевдонимом «А. Быков»).

  28. Поляков Т.П. «Сотворить мир воздуха из предметов земных вещей...»/ Т. П. Поляков // Человек. Культура. Город. Журнал Комитета по культуре города Москвы. 2006. – № 2. – С. 4-10 (под псевдонимом «А. Быков»).

  29. Поляков Т.П. «Сотворить мир воздуха из предметов земных вещей...» (Дом Есенина в Большом Строченовском...)/ Т. П. Поляков // Синтез. Газета для художников (издание Секции художественного проектирования МСХ). – 2006. – № 21. – С. 4-6 (под псевдонимом «А. Быков»).

  30. Поляков Т.П. «Маяковский был и остается». Новый путеводитель по экспозиции Государственного музея В. В. Маяковского. /Т.П. Поляков [и др.] – М., 2007. –18с.

  31. Поляков Т.П. Приглашение в музей. Научно-методическое пособие для экскурсоводов Государственного музея В. В. Маяковского. /Т.П. Поляков. – М.: Издание ГММ., 2007. – 24с.

  32. Поляков Т.П. Музейная экспозиция: собрание раритетов, учебное пособие или художественный ребус?/ Т. П. Поляков // Мир музея. – 2007. – № 1. – С. 28-31.

  33. Поляков Т.П. Смерть музея или Музейная экспозиция как феномен 20 века (часть первая)/ Т. П. Поляков // Музей. – 2007. – № 3. – С. 12-21.

  34. Поляков Т.П. Смерть музея или Музейная экспозиция как феномен 20 века (часть вторая)/ Т. П. Поляков // Музей. – 2007. – № 5. – С. 14 -23.

  35. Поляков Т.П. «Дом Булата Окуджавы»: сценарная концепция системы экспозиций культурного центра. /Т.П. Поляков. // Вестник РГГУ. –2009. –№15 (9). – С. 16-24.

  36. Поляков Т.П. Государственный музей В. В. Маяковского: вчера, сегодня, завтра/ Т. П. Поляков // Сб. научных статей «Маяковский продолжается!», вып. 2. М., 2009. С. 337-352;

  37. Поляков Т.П. Двадцать лет работы и шесть уроков музея Маяковского/ Т. П. Поляков //Музей. – 2009. – №12. – С. 16-21.

  38. Поляков Т.П. Государственный музей В. В. Маяковского: вчера, сегодня, завтра/ Т. П. Поляков // Сб. научных статей «Маяковский продолжается!», вып. 2. - М., 2009.- С. 337-352.

  39. Поляков Т.П. Последняя тайна Гения, или как Гоголь пришел в Пандемониум; часть первая «Дорога к Храму или Сон музейного сценариста»/ Т. П. Поляков // Музей. – 2009. – № 7. – С. 9-18.

  40. Поляков Т.П. Последняя тайна Гения, или как Гоголь пришел в Пандемониум; часть вторая «Музейная явь, или Путь в Пандемониум» / Т. П. Поляков// Музей. – 2009. –№ 11. – С. 11-20.

  41. Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музей и выставка /Т.П. Поляков, Э.А. Шулепова //Основы музееведения: учебное пособие. – М., 2009. – С.247-279.

  42. Поляков Т.П. Музейная колея, или о методах и технологиях проектирования музейных экспозиций. Часть первая/ Т. П. Поляков // Музей. – 2010. – №4. – С. 14-22.

  43. Поляков Т.П. Музейная колея, или о методах и технологиях проектирования музейных экспозиций. Часть вторая/ Т. П. Поляков // Музей. – 2010. – №5. – С. 8-16.

  44.  Поляков Т.П. «Очень своевременная книга...» (Музееведческая мысль в России ХVIII–ХХ вв.: сб. документов и материалов / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М.: Этерна, 2010. – 960 с.: ил.)/ Т. П. Поляков // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. - 2011.- № 4 (6).

  45. Поляков Т.П. Музей-заповедник: идеальный проект и реальность истории /Т.П. Поляков. //Очерки истории города Сергиева Посада. Конец 18-20 век / Российский институт культурологии; отв. ред. Э.А. Шулепова. – М.: РОССПЭН, 2011. – С.423-465

  46. Поляков Т.П. Прощание с Музеем (Маяковского)/ Т. П. Поляков // Музей. –2013. – № 8. – С. 15-18.

  47. Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музей и выставка /Т.П. Поляков. Э.А. Шулепова //Основы музееведения: учебное пособие. – М. - 2013. – С.247-279.

  48. Поляков Т.П. Город в музее: проблемы экспозиционной интерпретации /Т.П. Поляков. //Культурологический журнал. Издательство: Российский институт культурологии . – 2013. – № 4. – С. 6-20.

  49. Поляков Т.П. Актуальные методы и технологии создания музейных экспозиций и выставок/ Т. П. Поляков // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. №21. – М., 2014. – С.143-155.

  50. Поляков Т.П. Экспозиционно-выставочная деятельность современных музеев: основные критерии успешности/ Т. П. Поляков // Вопросы культурологии. – 2014. – № 4. – С.24-31.

  51. Поляков Т. П. Творческое проектирование экспозиции. Часть первая/ Т. П. Поляков //Мир музея. - 2016. - № 7. - С. 42-47.

  52. Поляков Т. П. Творческое проектирование экспозиции. Часть вторая / Т. П. Поляков//Мир музея. - 2016. - № 8. - С. 27-29.