25.11.2019
В музейно-выставочном центре «В Палатах на Берсеневке» завершилась выставка «Москва в гравюрах и офортах». Её посетило несколько сотен человек.
Музейно-выставочный центр «В Палатах на Берсеневке» существует на базе Центра краеведения, москвоведения и крымоведения (ЦКМК) Института Наследия. Инициаторами проекта стал ЦКМК, а экспозиционный материал представил фонд развития культуры и образования «Московское время» (Фонд учреждён в 2004 году предпринимателем и благотворителем Дмитрием Зиминым). Куратор коллекции фонда – Галина Земцова. Авторы выставки – Наталья Оганова и Гелий Земцов.
Со стороны ЦКМК куратором выставки выступила научный сотрудник Центра Ксения Смирнова.
Руководитель ЦКМК Владимир Козлов и ведущий научный сотрудник Александра Смирнова организовали для посетителей лекционно-экскурсионно-музейные программы, включавшие не только знакомство с самой выставкой, но также и лекцию-экскурсию по зданию Палат Аверкия Кириллова, с показом ансамбля усадьбы и церкви Николы на Берсеневке. Выставку посетили группы участников «Краеведческих встреч на Берсеневке», сборные группы москвичей, члены краеведческого клуба «Зелёная лампа Арбата», группы студентов-искусствоведов и студентов-культурологов Института славянской культуры РГУ им. А.Н.Косыгина.
В экспозиции было представлено порядка 40 высококачественных репродукций графических произведений XVIII–XIX вв., запечатлевших московские виды и памятники и выполненных в технике гравюры, её разновидности – офорта и литографии, работы французских, голландских, русских мастеров: Л.-П.А.Бишебуа, Л.Ж.Жакотте, Ш.К.Башелье, Ж.-Б.Арну, Ж.А.Дюруи, А.Дюрана, , П.Пикара, П. ванн дер Аа, Р.Курятникова, П.Т.Балабина и др. Гравюра, офорт, литография получили признание и большое распространение, поскольку давали возможность тиражировать копии художественных произведений (рисунков, акварелей, живописи), а также карт, планов и т.д.
Посетители выставки смогли увидеть старую Москву, её застройку, отдельные памятники, городские местности, москвичей глазами современников – художников прошлого. Представленные на выставке гравированные планы и виды Москвы, Кремля XVII в., созданные иностранными путешественниками (А.Мейербергом, А.Олеарием, Н.Витсеном) наглядно представили рост Москвы, её планировку и историческую топографию.
Гравюры, офорты и литографии – «живой», эмоциональный источник краеведческой информации. Многие из этих произведений запечатлели облик памятников, ныне уже не существующих (Головинский дворец; Сухарева башня, церкви Успения на Покровке и Параскевы Пятницы в Охотном ряду, собор Симонова монастыря, старый Каменный мост и др.) или памятников и отдельных городских местностей, облик которых со временем менялся (Александровский сад, Охотный ряд, Страстная пл., Симонов монастырь), они демонстрируют замечательные виды и панорамы (утраченные или сильно изменившиеся) Кремля, Замоскворечья, Симонова монастыря, Царицыно и др.